Аристотель

Аристотель (384-322 до н. э.) в своих сочинениях тща­тельно и критически анализирует концепции, созданные его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказывающих серьез­ное влияние на последующее развитие философской мыс­ли и науки. Отметим некоторые из них.

Аристотель предложил классификацию наук, включа­ющую теоретические(философия, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческую (эстетика). Логика здесь не указана; она представляет со­бой необходимую подготовку (пропедевтика) ко всем на­укам.

Исходная проблема теоретических наукпроблема бытия. Бытие, прежде всего, выступает как то, что можно видеть, слышать, осязать и т. д., совокупность «отдельных вещей». Это бытие изучает физика. Кроме того существу­ет сверхчувственное бытие, которое изучает философия. Но что оно собою представляет?

Аристотель критикует концепцию Платона. «Мы не мо­жем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с от­дельными домами». Однако кроме отдельного есть всеоб­щее, существующее вместе с отдельным, в отдельном. Как нельзя представить себе существование красоты без кра­сивых вещей, так нельзя представить и общее без отдель­ного. Сверхчувственное бытие как предмет философии — это всеобщее, существующее в отдельном.

Всеобщее находит свое выражение в категориях. Аристотель гово­рит о десяти категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории могут быть включены все воз­можные явления бытия.

Центральная категориясущность. Содержание кате­гории «сущность» у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности — сущность как основа вещей, субстан­ция. Понятие субстанции включает в себя материю, фор­му и их композицию; материя — некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложе­нию на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы — активны.

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указывает на четыре вида причин: 1) матери­альная (из чего?), 2) формальная (что это есть?), 3) движущая (откуда начало движения?) и 4) целевая (ради чего?).

Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, нахо­дится в движении и стремится к какой-то цели. Аристо­тель использует понятие энтелехии, которое означает стрем­ление вещи к своей цели и осуществление этого стремле­ния.

В философии Аристотеля присутствует бог. Бог — тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; бог — вечный двигатель, он «притягивает» вещи к цели, со­вершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно по­ставить вопрос об источнике движения бога, что недопус­тимо.

В этикеАристотель говорит о том, что «добродетель не дается нам от природы». Нравственность связана со сво­бодным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.

В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Прояв­ление общественной сущности человека приводит к обра­зованию семьи, селения и государства. Аристотель анали­зирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (монархия, аристократия, полития) и непра­вильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм — полития, правление зажиточного образованного среднего класса.

В эстетике Аристотель считает, что важная особен­ность искусства — подражание (мимесис). И это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выде­ление существенного и создание образа того, какой долж­на быть действительность. Главный предмет художествен­ного творчества — образы людей. Особая роль искусства — очищение (катарсис), освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Ари­стотель отводит трагедии и музыке.