Ведущий вид деятельности - деятельность, в наибольшей степег способствующая психическому развитию ребенка в данный перио его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной периа тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у чел( века формируются его основные личностные качества. Вероятностная (стохастическая) теория развития-теория, у верждающая, что на каждой стадии психическое развитие челов( определяется случайным сочетанием факторов и зависит только того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развит] Вербальное научение - научение, осуществляемое через слов ные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представлю ные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предмь ным действиям (см. метод проба ошибок), условнорефлекторнож (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научениц обусловливанию. Викарное научение - научение, осуществляемое через прямое набл< дение за сенсорно представленными образцами и подражание щ Внутренняя позиция - система социальныхустановок (см.) челове* тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющ собой основное содержание и направленность деятельности в данш период жизни.

Внутренняя речь - особая, неосознаваемая, автоматически дейс вующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя н" решением разных словесно-логических задач. В. р. является проЩ водной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраже) ную в произнесенном или написанном слове. Внушение - неосознаваемое воздействие одного человека на друге го, вызывающее определенные изменения его психологии и поведение Возраст психологический-возраст физический (см.), которому соответствует человек по уровню своего психологического развития. Генотип - совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей. " Гетерозиготные близнецы - пара близнецов, имеющих различные> наборы генов и родившихся из разных зародышевых клеток. Гештальтгруппы - группы людей, образуемые для психотерапевти-ь ческого воздействия в гештальттерапии. Гешталытерапия - система методов и процедур психотерапевтй ческого воздействия на человека, основанных на теории гештальТ психологии - области психологических исследований, ставящей в главу угла закономерности образования и функционирования цел стных структур, исходя из которых объясняются их элементы и свяг между ними. Главный принцип Г.- безусловное принятие человек себя, других людей и всего остального мира такими, какие они ее] восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенно) не требующего изменения или улучшения. Гомозиготные близнецы - близнецы, имеющие одинаковые набО] генов и происходящие из одной зародышевой клетки.

Группы встреч - специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга (см.) с аналогичным названием. Цель этого тренинга - обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, из; бавиться от психологических барьеров и комплексов.

Группы психодрамы - малые группы, в которых через ролевое по-' ведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их соб-' ственные проблемы. Усваиваемые роли становятся достоянием лич-; ности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни. ! Группы телесной терапии - группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным 1 контактам людей как средству избавления от психологических проблем. Группы тренинга умений - бихевиористски ориентированные группы, 1 рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других привычных форм отрицательного поведения.

: Детство - период жизни человека, в течение которого в его психике ! и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие , ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста. Дефектология - область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера. Движущие силы развития - цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.