Понятие об ответственности в практике групп встреч означает Появление уважения к человеку, оценку его как способного к са-к. 10-1

моразвитию. Предполагается, что члены группы должны отвй за свои действия в группе и за поведение в повседневной ж< Группа не берет на' себя функцию защиты своих членов, она поо) ет их к реализации собственных возможностей, к принятию само(," тельных решений и полной ответственности за самих себя. Одйа прежде чем начать действовать ответственно, люди должны на ся осознавать и правильно оценивать свои чувства. Лидеры встреч выступают для остальных участников группы в ка< образцов самораскрывающихся личностей. Они создают атмо< межличностного доверия и психологической близости, демонст собственным поведением способность самораскрываться и до1 другим людям. '

Основные этапы в работе групп встреч следующие:

Установление межличностных контактов. Иногда для о( ния этого процесса используются вымышленные имена и лично представление членов группы друг другу. Нередко в этих обращаются к специальным упражнениям, направленным на уст1 ление невербальных контактов (дотрагивания руками друг доли зрительное изучение лица другого человека лицом к лицу, внимав ное рассматривание и исследование рук партнера по общ держа их в собственных руках, и т. п.).

Установление отношений доверия (например, через след упражнение: падение назад с закрытыми глазами, при к партнер на лету должен подхватить падающего на пол). ,Т

3. Преодоление возникающих конфликтов (пример: специЯн упражнения с вытянутыми руками, с закрытыми глазами; тайные высказывания и выражение чувств; взятие на себя й< ния роли другого человека и т. п.).

4. Преодоление сопротивления к самораскрытию. '

Выражения сочувствия и поддержки друг другу. Обращаясь на практике к методам личностной психо1 и психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о тоЦ их способность генерировать у человека сильные эмоции не и не для всех людей является благом. Члены таких групп, с социальные условности и устанавливая друг с другом ес близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают сущ ные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир ,В невных, закрытых, не всегда искренних и доверительных отнс богатых условностями. Кроме того, разные люди по-разному' сят сильные эмоции и ситуации острых межличностных пек ческих и этических конфликтов.

Внешнее отличие практики работы гештальтгрупп от Т и групп встреч заключается в том, что руководитель, гемй1 группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время главным действующим лицом, т. е. сесть на так назЫУ <горячее место>. Остальные члены группы наблюдают за пр взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на -*Щ

есте>. В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальттерапии являются <осознание> и (сосредоточенность на настоящем>. Саморегуляция зависит от дознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способ-юсти жить текущими заботами. От участников гештальтгрупп требуйся, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о бу-(ущем. Основные приемы, используемые в работе гештальтгрупп, дедующие: расширение осознания, интеграция противоположностей, силение внимания к чувствам, работа с мечтами, принятие ответ-гвенности на себя, преодоление сопротивления. Расширение осозна-1ия предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит 1нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются [а пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время [бщения с ним. Осознание противоположностей означает понимание [Признание того факта,.что в каждом человеке сочетаются разно-[бразные, дополняющие друг друга индивидуальные качества поло-(ительного и отрицательного характера, такие, например, как чест-юсть и нечестность, принципиальность и беспринципность и т. п. 'силение внимания к чувствам помогает участникам более глубоко сознать и понять собственные переживания. Работа с мечтами редоставляет возможность лучше оценить себя как личность. пражнения, направленные на принятие ответственности на себя, омогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя, в вой возможности. Преодолению психологического внутреннего со-ротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, также специальный прием, называемый <осознание фантомов> под фантомами имеются в виду психологические представления барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно). В психодраме используются элементы драматической ипрови-щии жизненных ситуаций, предназначенные для более полного вскрытия внутреннего мира человека. Избираемые сюжеты, зада-вемые роли и способы их исполнения определяются спонтанно 1мим клиентом, а не задаются извне. В данном случае широко Пользуется ролевая игра, причем те формы ролевого поведения, 'торые вначале реализуются в игре, затем становятся привычными 'я индивида и входят в структуру его личности, помогая лучше Оптироваться к различным жизненным ситуациям. Эксперимен-'"ьное вхождение в различные родив психотерапевтической груп-'и их исполнение помогают человеку лучше раскрыться и осознать ого себя.

В группах телесной терапии особое значение придается <обще-ц > с телом человека, управлению им, взаимодействию людей ' телесном уровне. В основе ряда частных методик, входящих в тип психотерапии, лежит убеждение в том, что механизмам дологической защиты, мешающим человеку нормально вести себя Извиваться, можно противопоставить прямые телесные контакты.

Группы тренинга умений зародились под влиянием биз ристских идей с целью их применения на практике для выраб человека жизненно полезных приспособительных умений и над, Группы тренинга умений включают в себя определенное чиодр дей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с* гими людьми и проходящих запрограммированный курс обучен сутствующим у них коммуникативным умениям и навыкам. таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие при<х нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптиро< к жизни. Занятия в группах тренинга умений могут ока1 особенно полезными для детей подросткового и раннего юноц возраста. Приобретение ими коммуникативных умений дела независимыми, компетентными в общении и предопреде будущие успехи в тех видах деятельности, выполнение которь сит от их умения оказывать влияние на людей.

Целью групп тренинга умений является выработка внешних форм поведения. К числу таких умений относятся , рые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, пяться с чрезмерным эмоциональным возбуждением, а та1 ния, необходимые для профессиональной работы, для принят ний и выполнения родительских функций, для ведения перег_. дискуссий. Членов таких групп учат вести самонаблюдение,; ровать и записывать данные о себе.

Одной из разновидностей групп тренинга умений являж которые вырабатывают у человека уверенность в себе. Мног чувствуют себя неуверенно и неспособны верить в свои возив из-за того, что под влиянием слишком частых наказаний] детстве выработался так называемый заторможенный тип л В общении с другими людьми индивиды подобного рода йены необоснованное чувство вины, чрезмерно сильное состояние Противоположной - и тоже отрицательной - формой по связанной с неуверенностью, является агрессивность. Агре< человек нарушает личные права других людей, в частноСЩ человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, посту1 своему и др. Он навязывает себя, свое мнение другим лю зывает на них давление, унижает, оскорбляет. \

Работа групп тренинга умений строится на ролевом ир нии сложных жизненных ситуаций, в которых эти умет быть выработаны. Сначала разыгрываются простые социа туации, затем они усложняются и доводятся до уровня ко> т. е. таких, из которых трудно найти простой и единстч можный выход, полностью устраивающий всех участников., рых случаях используются технические средства обучении! ности аудио-и видеозаписи. Иногда работа групп тренинг особенно когда их участниками являются неуверенные вс< заторможенные и тревожные, сопровождается или предвари ментами аутотренинга, о котором пойдет речь в следующем) фе данной главы.

Подведем итоги, обозначив возможные сферы практического применения различных психокоррекционных методов и тренинговых групп в практике подготовки педагогов, в работе с учащимися и родителями. Участие в Т-группах может помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей, с которыми приходится вступать в общение по поводу обучения и воспитания их детей. Т-группы могут быть также полезны для подготовки старшеклассников к жизни, для налаживания межличностных контактов и достижения лучшего взаимопонимания между учителями, воспитателями и детьми.

Группы встреч могут оказаться полезными для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения уровня их самосознания и развития личности. В них также можно включать старшеклассников и родителей, имея в виду достижение большего доверия и лучшего взаимопонимания между детьми и взрослыми. Сферой практического применения гештальттерапии может стать индивидуальная педагогическая работа с детьми и повышение ее эффективности. Педагог, прошедший курс психодрамы, с успехом может использовать соответствующие знания для разнообразия занятий с учащимися на уроках, повышения их воспитательной отдачи. Особенно полезной психодрама может оказаться на уроках иностранного языка, организуемых и проводимых по групповому интенсивному методу.

Группы тренинга умений весьма полезны при выработке у будущих педагогов профессиональных коммуникативных умений и навыков, в частности в педагогических учебных заведениях и учрежде-1иях, занятых повышением квалификации педагогических кадров.