Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, брачного партнера и т. п.) 1 дальнейшего самообразования.

Перечисленные задачи являются общими для психодиагности-[и. Большинство из них в той или иной степени должно решаться {дошкольных учреждениях и в школах при проведении соответствующей работы с детьми разного возраста. Психодиагностика, в частности, предполагает:

- изучение динамики возрастного психологического (познава-кльного, интеллектуального, личностного и межличностного) раз-1ития детей с первых месяцев жизни до окончания школы. Для 1аждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная киходиагностическая карта, включающая показатели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младенцах и детях ран-1его возраста) развития;

- выяснение индивидуальных особенностей психического и по-иденческого развития каждого ребенка, его отклонений от неко-юрого среднего стандарта - нормы - в положительную (ускорение развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

- психологическое обслуживание развивающих педагогических кпериментов, проводимых с детьми с целью определения успеш-кти обучения и воспитания и выработки на этой основе практи-'№их рекомендаций;

- определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуаль-й способностей и склонностей с целью принятия своевременных Р по их развитию, а также для .проведения научно обоснованной рфконсультационной и профориентационной работы; - получение разносторонней информации о наличном состоянии Оологии ребенка, полезной для учителей и родителей, с зада- выбора наиболее' подходящих для данного ребенка содержания ["тодов обучения и воспитания.

1сиходиагностика детей в учреждениях системы образования ествляется профессионально подготовленными практическими одогами, оканчивающими факультеты психологии при универ- ах или факультеты переподготовки по специальности <Практи- психология> при высших педагогических учебных заведениях. Обычно факт наличия необходимой профессиональной по у практического психолога отмечается специальным доку) подтверждающим право его владельца занимать должность лога и исполнять соответствующие профессиональные ( ности.

Психодиагностика разных сторон жизни и деятельности производится с помощью научно проверенных методов исследи К качеству таких методов предъявляются строгие требовани' новные из этих требований следующие: валидность, точность дежность. Валидность означает соответствие используемого О тому, что с его помощью изучается. Валидность можно опре) как то, в какой степени получаемые при помощи данного щ: вательского метода результаты отражают оцениваемое кар Нельзя, к примеру, назвать валидным метод определения № ребенка раннего возраста, основанный на его собственных вы ваниях о своих мотивах, так как ребенок может просто не пой не осознавать действительные мотивы своих поступков.

Точность указывает на свойство метода улавливать тонкий чия в изучаемом с его помощью качестве. Например, изм ная линейка, на которой нанесены деления, соответствующий метрам, будет менее точным инструментом для измерений по сравнению, скажем, со штангенциркулем, цена деления) равна 0,1 см. Другой пример: когда в анкете или опроснике ваемый человеку вопрос мы получаем ответ типа <да> или <1 такой ответ будет менее точным, чем тот, который по при помощи шкалы, включающей следующие пункты: <опр да>, <скорее да, чем нет>, <не знаю>, <скорее нет, чем да>,< ленно нет>. .'

Надежность свидетельствует о свойстве метода приводи ним и тем же результатам при использовании этого метода' людьми или при повторном применении данного метода одйЩ же человеком с целью оценивания одного и того же психолог свойства.

В практике детской психодиагностики должны применять ко валидные, точные и надежные методы, так как в против!" чае возникает серьезная опасность получения,недостоверны: и совершения ошибок в выводах. Ответственность за к,аче( меняемого метода и за получение с его помощью таких рез которым можно доверять, несет пользователь метода. В учРЩ ях системы образования это практический психолог.

Есть также ряд требований морально-этического х которые обычно предъявляются к проведению психодиап> обследований детей. Главные из них следующие: