ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ . И ВЗРОСЛЫМИ

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юно-1еского возраста, о которой уже не ра.з говорилось на страницах ебника, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие ого, некоторая социально-психологическая изолированность от ррослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых щупл друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как южно эту естественную тягу подростков и юношей к межличност-юму одновозрастному общению употребить с максимайьной пользой 1ляих воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходи-о выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспита-ельные задачи, которые с помощью такого общения можно решить; аковы возможности групп подростков и юношей в решении этих адач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолиро-анные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их №нь волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они с могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме °го, много специфических интересов, удовлетворить которые они в Стоянии в основном только в непосредственном общении друг с Ругом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными заслуживающими внимания/Среди этих вопросов и интересов не-о таких, которые имеют большое значение для личностного раз-я детей данного возраста. Через общение, организуемое со Рстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и цен-и. нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя нтактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях,

Усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают я Деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть изаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте 1тся важнейшей школой самовоспитания, которому подростки 1 и уделяют большое внимание.

(ц того чтобы имеющиеся в общении возможности были мак-1 ьно реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно

больше взаимодействовали нетолько между собой, но и со взро в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие е< венно образующиеся группировки детей были на виду у вз{М людей, однако не для того, чтобы вмешиваться в их дели той целью, чтобы педагогически и психологически умело руко ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на Такие группы, в частности, можно использовать для орган школьного ученического самоуправления, для решения тех м тельных задач, о которых говорилось в начале этой главы.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение 1К ков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дет ного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взр хотя сами могут этого и не осознавать, более того - не стрему не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти пщ ные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они собой активно обсуждают.

Особенно благоприятные возможности для межвозрастти щения детей и взрослых создает их совместный труд. Уч труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувста ственности. Для ускоренного развития этого чувства у под их необходимо включать в совместный труд со взрослыми, на правах помощников, обладающих своей системой прав и ностей. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, т,( этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаты дым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное верие. Если младшие подростки бывают полностью удовлв, ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особе ятно, когда они находятся со взрослым на равных правах и ходимости могут полностью его заменить, т. е. выполнить ка работу вполне самостоятельно.

В целом подростки положительно относятся к руково деятельностью со стороны взрослых, если это руководство на равноправном, уважительном отношении или на разумно Деспотическое управление со стороны взрослого, базируют произволе и желании взрослого показать свою власть, дети ют. Такие действия со стороны взрослого нередко вызыв решительный протест, а если этот протест не имеет положи результата, то и состояние депрессии.

Такая же картина, но с более выраженными отрицав симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители <И,. подобным образом в отношении своих детей. Установлено.-Н что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни Пб только на свои собственные силы, неспособны действовать самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь С1 идущие замыслы, брать на себя ответственность и зача< этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любоэН менее зрелы в социально-нравственном отношении, 'как; хуже справляются с проблемами интеллектуального ха{