ВОСПИТАНИЕ В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ
Важное значение для воспитания детей дошкольного и мл школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. НЦ с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь пост обязанности по дому, и это следует считать нормой, само со<1 зумеющимся делом, обязательным для личностного развитие ка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответств< трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен н< для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для ус учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и го школьного возраста в домашней работе является хороп лой общей психологической подготовки к самостоятельной 1 жизни.
Основные виды труда, которые воспитывают и развивай ка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведения него хозяйства, участие вместе с родителями в решении фИ1 вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметом него обихода, а также уход за растениями, животными и т.) ской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участ это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным ДС вивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него орга ность, совершенствует его практическое мышление. Детям , ного возраста самим необходимо участвовать в оборудован места для игры, отдыха, а детям младшего школьного вС также места для учебных занятий. У каждого ребенка в до> быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.
Инициатива в организации всего этого вначале должв лежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, 1 к нему самому. Младшие школьники все это могут делать мостоятельно, только в случаях крайней необходимости за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу физических или иных возможностей ребенок не в состояни сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необхоДИ)) щи, должен побуждать его к самостоятельному мышленИ вию всеми доступными способами, всячески стимулировав инициативу и самостоятельность в труде.
Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и стоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называе-их психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо раннего возраста. Однако в это возрасте возможности для их питания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в до-ццольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности " цистоплотности должно быть обращено особое внимание.
Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два жа-цества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематичес-ом уходе за собой, за своей 'одеждой, за игрушками и другими душами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, дратьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотнос- если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества де развиты.
Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический. Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в впределении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта эконо-кических отношений в семье способствует формированию предприим-1ИВОСТИ, экономности и расчетливости.
Развитием этих качеств у детей официальная советская педагогическая система долгое время фактически пренебрегала, сейчас же ии выходят на одно из первых мест в воспитании. Можно предпо-<агать, что старший дошкольный и младший школьный возрасты 1&ляются наиболее подходящими для формирования таких личност-ых качеств, поскольку в эти годы дети в состоянии уже производить <ементарные расчеты.
Основные пути и средства воспитания в домашних условиях ждаемых качеств личности следующие:
Предложение детям разных экономических задач, соответст-ощих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный ход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо омической проблемы.