Дрека в течение всей его жизни, однако для этого необходима

Циальная практика.

Довольно своеобразно решается вопрос о воспитании личности в усле необихевиористского подхода, представленного, например, тео-"еН и практикой Б. Скиннера и его последователей. Поскольку есь под личностными структурами понимаются привычки, умения д навыки поведенческого характера, то проблема их формирования преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении целовека. Считается, что с помощью специальной техники поведен-цеского научения, основанной на разумном использовании поощрений за положительные и наказаний за отрицательные реакции, на применении на практике механизма научения через оперантное обусловливание можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Цели воспитания

Определение целей воспитания. ц. Зависимость целей воспитания от состояния общества. з. Общечеловеческие нравственные цели воспитания.

<. Социально-специфические, экономические и политические цели воспитания.

Тема 2. Средства воспитания

Классификация психологических средств воспитания. ?, Прямые и косвенные средства воспитания. 3, Сознательные и неосознаваемые средства воспитания.

4. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие средства воспитания. & Психотерапевтические средства воспитания.

Тема 3. Институты воспитания

Основные институты воспитания.

Воспитание в семье. 3, Воспитание в школе.

Воспитание через средства массовой информации.

Воспитание литературой и искусством.

'< м а 4. Теории воспитания

Психологические аспекты теории воспитания. Биогенетическая теория воспитания. ' Социогенетическая теория воспитания. ' спигание характера человека. ' воспитание базисных и вторичных черт личности. "оспитание поведения.

Темы для рефератов

ихологические средства воспитательного воздействия. э титуты воспитания, их функции и возможности. "дологические теории воспитания.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

уравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспита-"ого психологического воздействия. чческий анализ психологических теорий

Воспитания.

Литература

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М" (Игра как средство воспитания: 25-39. Воспитание в игре: 113-143.)

Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., 1981 (Воспитание в игре: 15-27. Воспитание в труде: 27-34.) ;

Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. ] (Психологические аспекты и проблемы воспитания: 81-93. Инстинкты как1 механизм и средство воспитания: 102-123. Воспитание эмоционального п(> 138-144. Трудовое воспитание: 241-336. Нравственное воспитание: 249 тетическое воспитание: 270-301.) Джайнот X. Дж. Родители и дети. М., 1986. (Формирование дисциплины, ответственности, независимости: 38-65.) Одаренные дети.-М., 1991. (Психологические основы работы с одаренными детьми: 257-319.)