В основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условие жизни. Данная теория представляет пессимистический

згляд на возможности воспитания личности. В свое время, преимущественно до XVIII-XIX вв., она была довольно популярной среди Философов, врачей и педагогов и оказала существенное влияние на концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. в частности, пользовались 3. Фрейд, Уи. Макдауголл, Э'. Кречмер Другие. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, "само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по иней мере значительная часть характеристик личности воспита-' п подлежит, поскольку они являются врожденными. ""орая теория по смыслу представляет собой как бы полную воположность первой. В отличие от только что рассмотренной, РУО можно было бы обозначить как биогенную, назовем послед-1ц Циогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею и исключительной социальной детерминированности личност-иств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть человеке, возникает при его жизни под влиянием

социальных условий и в принципе поддается воспитанию, на от темперамента и кончая нравственными чувствами и устано1 Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем дущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргу Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойств ности, по крайней мере темперамент, не могут быть воспитав скольку они напрямую зависят от генотипа и определяют (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств ной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психоз гии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных < ний организма с изменениями в психологии личности болы> ловека. Например, при психических заболеваниях типа ист шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоциор мотивационной сфере личности больного, которые не компенс, ся воспитанием. То же самое касается наркомании, хронщЭ алкоголизма и многих других психосоматических болезней. вательно, далеко не все в личности зависит только от восщ многое определяется и состоянием организма. ,

Другие теории представляют собой промежуточные, ком сные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются о, менным признанием зависимости развития и функционировав ности как от биологических, так и от социальных фактор водят воспитанию значительную, хотя и ограниченную, рол группе теорий вопросы воспитания решаются дифференци с выделением и независимым рассмотрением отдельных труп логических качеств личности и обсуждением возможностей направленного воспитания.

.Психологические теории воспитания различаются еще и кие моменты, связанные с развитием личности, в них подчерку Есть группа теорий, предметом исследования в которых 91] характер человека. В теориях другого типа обсуждаются становления и развития интересов и потребностей ребенка класс теорий составляют те, в которых предметом рассмот соответственно, воспитания выступают черты личности, 3де< руживаются определенные вариации, зависящие от того, о щ тах личности идет речь. Если имеются в виду так назЦ базисные черты личности, возникновение и формирование у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вощ можности их воспитания соотносится только с данным жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти чер сти в дальнейшем почти не изменяются и чем старше стЗ ребенок, тем меньше возможностей у него остается для во4 соответствующих личностных черт. .

Если же речь идет о вторичных чертах, которые возй1 формируются позднее, а тем более -о высших чертах лущ мировоззренческого характера, выступающих в форме мор<1 социальных установок, то с их воспитанием связываются надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитьи