Есть и много других методов и средств психотерапевтического воздействия на личность, знакомство с которыми - задача специального курса психологии.

' ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания - это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако ф,акти-,чески в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих дру-1"1И социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных орга-заций.

_Тем не менее традиционно главным институтом воспитания явля-я семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок нахо- в течение значительной части своей жизни, и о длительности о воздействия на личность ни один из институтов воспитания 1 "о>ет сравниться с семьей. В ней закладываются основы лич-" Ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполо- сформировался как личность. цья может выступать в качестве к.ак положительного, так и Стельного фактора воспитания. Положительное воздействие Ча личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых

близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дел брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его та< заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который о< чивает ребенка необходимым минимумом общения, безкоторс( никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе? никакой другой социальный институт не может потенциалы) нести столько вреда в воспитании детей, сколько может сД семья.

Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограг Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возмож членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуал культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане 1 и другие социальные институты находятся в более благопр положении. .

В школе развивающийся ребенок проводит значительную своего времени, до 10-II лет, обучаясь с 6-7 до 16-17 его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый <и с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него! новое, и в этом смысле щкола предоставляет широкие возмо1 для оказания разнообразных воспитательных воздействий щ В школе, кроме того, воспитание может осуществляться чер ные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и р1 гих. Все это-очевидные достоинства школьного воспитай' есть у него и слабые стороны, одна из них - обезличенное> работников школы в отличие от членов семьи все дети оди и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное в В то же самое время мы знаем, что каждый ребенок - инди< ность и требует особого подхода, не предполагающего равно отношение как и ко всем другим. Данный недостаток моя устранен за счет удачного сочетания семейного и школьног тания, их взаимодополнения. Такое сочетание особенно не в начальных классах школы.

. Через печать, радио, телевидение и иные средства мае формации также осуществляются весьма широкие и разнс воспитательные воздействия, адресованные большой аудитор зователей всем этим. Преимущество данных средств воспитав воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника) тельных влияний можно использовать лучших специалистов образцы и достижения педагогики и культуры, <тиражи нужном количестве через соответствующие технические и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется литературу для детей, фильмы, радио-и телепередачи, м ранее тщательно обдумать их содержание, взвесить и оце можное воспитательное воздействие. Соответствующими ср с должным эффектом может воспользоваться любой педагЙ относительно независимо от его индивидуальности, жиз профессионального опыта. Все это - достоинства, но ест)>Д ный недостаток в воспитательных воздействиях средств

"формации: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до Каждого ребенка, т. е. они не индивидуализированы и не располагают "дк называемой <обратной связью>.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы ткже социального и экономического), рассчитанного на более глубо-е понимание основных жизненных нравственных категорий добра ,) зла и на формирование более глубокого понимания различ-дых процессов, происходящих в обществе. Они же являются од-дцм из главных источников формирования общей культуры у человека.

Наконец, личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными.

' ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Одна из теорий воспитания, распространенная в форме системы убеждений в обыденном сознании, не имеет много сторонников среди ученых. Она утверждает, что личностные качества человека