Ваемыми экспериментальным и другими классами по завершу эксперимента обнаружатся существенные различия, то можно тать, что он прошел удачно.

Во-вторых, особые требования в психолого-педагогических. следованиях предъявляются к тестам и к другим психодиагно< ческим методикам. Они должны быть достаточно проверенными тодами исследования и адаптированными к возрасту детей. Нел< например, проверять эффективность воспитательного воздейа оказываемого на ребенка дошкольного возраста, используя ме1 психодиагностики, приспособленные для взрослых, особенно. ванные на вербальном самоанализе и самоотчете.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Предмет и проблемы психологии воспитания и обучения

Отличие обучения от воспитания.

Психологические аспекты обучения и воспитания.

Психология педагога как предмет исследования.

Тема 2. Основные проблемы педагогической психологии

Проблема взаимосвязи обучения и воспитания.

Проблема соотношения развития и обучения, д

Проблема психологической готовности ребенка к обучению и воспитанию.

Проблема работы с одаренными и педагогически запущенными детьми.

Проблема психолого-педагогической подготовки учителя.

Тема 3. Методы педагогической психологии

Общие и специальные методы исследования в педагогической психологии

Типология психолого-педагогических методов.

Психолого-педагогический эксперимент, схемы его организации и проведен

Темы для рефератов

Основные проблемы современной педагогической психологии.

Требования, предъявляемые к психолого-педагогическому эксперименту.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

Исторический характер проблематики и методов педагогической психолс

История психолого-педагогических учений и исследований.

Литература

1 .

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. идр.-М.,1984.

(Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии: 10-13. возрастной и педагогической психологии: 27-46.) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. ского.- М., 1979.

(Предмет возрастной и педагогической психологии: 5-Г>. Методы возр педагогической психологии: 19-20.)

Я9

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ Глава 16. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В НАУЧЕНИЕ

Краткое содержание

Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность \ "яучения. Понятия учебной деятельности, обучения, учения, научения и созрева-1 цця. Виды научения у человека: импринтинг, оперантное научение, условнорефлек-1 торною научение, викарное научение, вербальное научение. Механизмы научения:

Формирование ассоциаций, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество. ' факторы, от которых зависит успешность научения: познавательные процессы, свойства личности, умение общаться и взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, оптимальный уровень трудности и доступность учебного мате-, риала, наличие продуманной системы стимулирования успехов и предупреждения неудач в учении.

Теория учебной деятельности. Структура учебной деятельности, основные требования, предъявляемые к ней. Мотивированность, развитость, гибкость и разнообразие средств осуществления учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как взаимодействия преподавателя и учащихся. Виды учебной работы: фронтальная, индивидуальная, непосредственная, опосредствованная, сообщение, обобщение. Особенности организации и проведения занятий по типу опроса, семинара и дискуссии. Групповые формы организации учебной деятельности. Индивидуальные различия в учебной деятельности. Основные параметры, по которым оценивается развитие учебной деятельности.

Соотношение научения и развития. Три точки зрения на связь, существующую между научением и развитием. Развитие как научение. Развитие как созревание. Развитие как результат взаимодействия созревания и научения. Влияние уровня биологической зрелости организма на научение. Зависимость развития от применяемых методов обучения. Влияние методов обучения на процесс развития и функционирования анатомо-физиологических структур мозга ребенка.

Современные концепции научения. Теория П. Я. Гальперина о планомерном формировании знаний, умений и умственных действий. Понятие об ориентировочной основе действия (ООД). Критерии оценки и виды ООД. Три основных типа ООД и соответствующие им типы учения. Этапы формирования знаний, умений и умственных действий: мотивирование, ознакомление с ООД, выполнение формируемого действия в материализованной форме, в плане громкой речи, в плане речи "РО себя, в уме. Критика П. Я. Гальпериным теории развития детского мышления, предложенной Ж. Пиаже. Теории В. В. Давыдова о формировании у детей системы научных понятий. Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщениям. Переход в научении от частного к общему и от общего к частному. Необхо-. Дчмость приоритетного формирования у школьников младших классов общих по-"ятии, основные этапы этого пути: выделение системы формируемых теоретических "°тий, составляющих основу науки; формирование у учащихся специальных пред-ых действий, направленных на выделение существенного в учебном материале: "нке предмета на базе знания основных теоретических понятий. Концепции "емного обучения. Понятие проблемного обучения. Принцип высокого уровня "ости. Представление о проблемной ситуации и задаче. Характеристика учеб" ситуации как проблемной.