Особенности нравственных суждений детей - реалистов и релятивистов. Уточнение и Дальнейшее развитие идей нравственного реализма и релятивизма.

Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного воз-Рвета. Переход ребенка на новый уровень познавательного и личностного развития.

пределение общих и специальных способностей. Принятие обоснованных психоло-' 'Дагогических решений по дифференцированному обучению детей с разными " °"°бностями. Использование мотивации достижения успехов для развития личности "бностей ребенка. Появление значимых социальных мотивов, удовлетворяе-в общении со сверстниками, опора на них в воспитательном процессе.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ

1 прд упление ребенка в школу знаменует собой не только начало 1й д познавательных процессов на новый уровень развития, но 1'псциовение новых условий для личностного роста человека. р>сбе" T " Раз отмечали, что в этот период времени ведущей для рточи становится учебная деятельность. Это берно, но требует двух Ь- "ии применительно к развитию деятельности. Первое из них

касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельное., в которые включен ребенок данного возраста,- игра, общение труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, в учении и иных видах деятельности в данное время складывав многие деловые качества у ребенка, которые отчетливо проявл} ся уже в подростковом возрасте. Это прежде всего комплекс циальных личностных свойств, от которых зависит мотивация до<] жения успехов.

В предыдущей главе учебника было показано, что предпось к формированию мотива достижения начинают складываться у д еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте 0004 ствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личноц чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу илаЩ школьного возраста, примерно к III-IV классам. В начале обуч окончательно оформляются остальные личностные свойства, 1 ходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая нит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с пост} нием в школу, является безграничное доверие к взрослым, глеи образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возр полностью признают авторитет взрослого человека, почти безо) рочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как" ность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного обр< ния, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. О> посредственно зависит от характера оценок, даваемых взросль бенку и его успехам в различных видах деятельности. У мла школьников в отличие от дошкольников уже встречаются сан ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженш

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, по ние и исполнительность создают хорошие условия для воет ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей б ответственности, внимательного нравственного контроля за действиями и суждениями.

Вторым важным моментом является сознательная п ка многими детьми цели достижения успехов и волевая ре, поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Сознаг, контроль ребенком собственных действий в младшем шЩ возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут ущ: поведением на основе принятого решения, намерения, долгой поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в т<. чаях, когда дети играют или делают, что-либо своими руками. увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и люби> лом. В этих актах и фактах также отчетливо просматривая денция к соподчинению мотивов деятельности: принятая возникшее намерение управляют поведением, не позволяя ребенка отвлекаться на посторонние дела.

179 "

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еше одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было показано, цто у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников - д игре, а у младших школьников - в учении.

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь нр является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В обще-психологических экспериментальных исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для Детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как Адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достиже-"" Успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком сво-др особностей и возможностей, различение того и другого и укреп- на этой основе веры в свои успехи.

уч эдшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта к" ""' игровой и трудовой деятельности складываются предпосыл-ду оформления мотивации достижения успехов. Примерно меж- йц ью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представле- том, что недостаток его способностей можно скомпенсиро-Ь:

вать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Боле. сложные случаи (объяснение неодинаковых результатов за счет комбинирования прилагаемых усилий и способностей) отмечаете} только в каузальных схемах мышления десяти-двенадцатилетнщ детей. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения школе (1-IV классы), можно рассматривать как период возникну вения и закрепления очень важной личностной характеристики ребе ка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его усг хи в различных видах деятельности.