На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окру-эющему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть,

ышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, д и дело задает взрослым вопрос: <Что это?> Получив ответ, " не всегда удовлетворяется услышанным; он непременно ца запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, и ц РЭВИЛО, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая ца производя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не рар ° отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем воз- вставляет примерно 1:1,3. ле ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими собой какую-либо целую, законченную мысль. Таь слова-предложения возникают и называются почти всегда в свя с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуаци Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включат щие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловно предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное выс зывание. 1

В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраст реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово ча всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляют ми ее предметами. Внимательно наблюдая за действиями взросло произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реа руя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взросл человек. Можно было бы сказать, что в самом начале обучец речи ребенок реагирует на слова примерно так же, как на { реагируют высшие животные, например антропоиды, дельфины и ) баки. 1

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окру ющих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игруц и, наконец, частей тела и лица. Все это - имена существителы и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К Ц годам нормально развивающийся ребенок понимает значения прац чески всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Э способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с реЦ ком. 1

После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять 006011 ную активность в речевом общении и сам спрашивает назв окружающих его предметов. Вначале о> пользуется языком тмим жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопри" часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, чт интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего пр та или явления. Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраа ный словом. , :

Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название Ш го-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с < ветствующим вопросе>, касающимся его. Если взрослый ни вильно называет уже знакомый ребенку предмет, то ребенок 41 вольствуется таким ответом и повторяет свой вопрос до тех пор ка не получит на него правильный ответ. Подобными вопро ребенок раннего возраста как бы проверяет свои знания и зай нает интересующие его названия.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушив< к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нр ся слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в вом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок \ состоянии познавать действительность не только непосредст через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отра? в языке.

До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 1 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает рез-1 кий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают 1уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту-1200-1500 слов. 1 Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое пред-1 ставление о назначении окружающих их предметов домашнего обихо-1 да и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми 1 предметами, дети .прежде всего стараются определить их функрии, 1 задавая взрослому вопрос: <Как это называется?> В ответ на такой 1 вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показы-1 дает ребенку, как им правильно пользоваться.

1 После интонационного оформления голосовых реакций ребенка 1 начинается процесс становления фонематического слуха. Он в ос-1 новном завершается к двум годам, когда ребенок уже может разли-[чать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фоне( мой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд ) аспектов: семантический, морфологический, синтаксический и праг-1 матический.

В усвоении грамматики ребенком раннего .возраста наблюдают-1 ся следующие закономерности. Первый период речевого развития, 1 охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым 1 развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов 1 в основном в неизменном виде. Второй период, включающий проме-1 жуток времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интен-1 сивного формирования грамматической структуры предложения. 1 Отдельные слова в это время становятся частями предложения, 1 происходит согласование их окончаний.

1 Развитие семантической функции в детской речи связано с опре-1 делением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и приобре-1 тением словами обобщенных значений, которые с ними связываются [ в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда 1 в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количества от-1 носительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом обобщения признаков предметов и их ""ией в словесных значениях. Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.

Определенные ступени развития словесных обобщений можно над " в возрасте от одного года до начала второго полугодия { Р° года жизни. На первой ступени ребенок группирует пред-цак" "° """им. наиболее ярким и бросающимся в глаза приз-цы ' второй ступени обобщение происходит по функциональ-сявд"""?' т- по той роли, в какой предметы используют\ Щи °" ""Р Третья ступень характеризуется умением вычленять зав " T"Tвые признаки предметов, отражающие их природу и

"Ь1х пг"" ситуационного, функционального использования дан-1 "редметов.

Особую линию в речевом развитии представляет та, котор1 связана с использованием речи как средства общения, управлец поведением других людей и саморегуляцией. Ребенок в возрад примерно от 2,5 до 3,0 лет еще не в состоянии следовать сложц речевой инструкции взрослого, особенно тогда, когда в нее включат ся требование выбора одного действия из нескольких альтер тивных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей формируя сложная реакция выбора под действием речевой инструкции. (

Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых пред жении. Начиная с этого возраста появляются первые призн эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой 1 остановимся в дальнейшем.

Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие от типа <да> или <нет>, и специальные вопросы, начинающиеся со ц <где>, <кто>, <что>. Они также верно отвечают на вопросы <поче1 и <зачем>. Как же усваивается язык и формируется речь ребенц точки зрения психологических механизмов этого сложного проце Предполагают, что тремя основными путями усвоения языка и щ видуального развития речи являются следующие: подражание, о< зование условнорефлекторных ассоциаций, постановка и опыт проверка эмпирических гипотез. ]

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи особенно фонетики и грамматики. Этот механизм включается в ствие сразу же, как только у ребенка появляются первые приз1 соответствующей способности.. Но подражание - это только нач ный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не 1 стоянии привести к большим успехам в усвоении языка. 1

Функция условнорефлекторного обусловливания в порож речи выступает в том, что использование взрослыми людьми р образных поощрений ускоряет развитие Детской речи. Нельзя, 41 ко, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не 41 вообще. Известно, что некоторые родители в течение длител времени в начальный период освоения ребенком речи сознат не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Эт бенно заметно в' тех редких семьях, где мать и другие окружав ребенка взрослые люди вообще' мало уделяют времени 061] с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены внимания, например в домах ребенка. И тем не менее в этих ус.) к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.

Идея о формулировке и проверке гипотез как механизме уев речи лучше всего подтверждается многочисленными фактами ! ного использования речи детьми и детского словотворчества. В сама по себе, она, однако, слишком интеллектуализирует пЦ развития речи у детей раннего возраста. Скорее всего дело о так, что речевое развитие в этом возрасте объясняется сочетав сложным взаимодействием всех трех рассмотренных механиз> учения.