Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия прос

У детей. М., 1964.

(Формирование восприятия пространства с рождения до конца раннегвД 63-92.)

Рернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии

Активности. М., 1966.

(Моторное развитие ребенка от рождения до двух лет: 138-147.) Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и

Др-М., 1984.

(Психология детей младенческого возраста: 63-64.) Возрастная и педагогическая психология/Под ред-А. В. Петровско-го.-М., 1979. (Младенческий возраст: 37-41.) ,

Восприятие (механизмы и модели).-М., 1974. (Зрительный мир грудного ребенка: 351-366.) Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. (Развитие сознания у новорожденного: 52-64.)

Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное посо-бие.-Минск, 1987.

(развитие представлений на первом году жизни: 14-24.) Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5-43.)

Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.-М., 1985. (Психическое развитие ребенка на первом году жизни: 53-73.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.-Л., 1989. (Самоконтроль у младенцев: 81-83.) Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.

М" 1985.

(Развитие речи у младенцев: 31-57.)

Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977.

Глава 4.

ПОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Краткое содержание

Общая характеристика развития ребенка от однЬго года ДО трех лет. Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность - основные достижения данного возраста. Овладение речью - главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основлые этапы речевого развития от °Д"°го года до трех лет. Усвоение де-Гьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. На-ло проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресован-Ых взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

, Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной Деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. ючение орнентировочно-исследовзтельских моментов в предметную деятельность ""еи. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпо-""ка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, кон-РУкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр,