Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том второй.-М., 1979. (Развитие мышления школьника: 5-118.)
Венгер Л. А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст.)- М" 1969.
Развитие восприятия (постановка проблемы и история): 3-73. Развитие восприятия (обобщение научных данных): 213-291.)
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления Учащихся.-М., 1989.
возрастные особенности образного мышления: 42-69.) Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошколь-ников.-М" 1984. сихология игры дошкольников: 35-43.)
сенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986. У У V} V
(Генезис языковых функций в дословесной коммуникации у детей: 45-58.) Исследование развития познавательной деятельности.-М., 1971. (Мышление детей школьного возраста в разных культурах: 272-306.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемос-ти.-М., 1981.
(Возрастные особенности продуктивного мышления школьников: 99-108.) Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. (Индивидуальные различия в способностях: 54-59. Прогнозирование развития способностей: 59--68.)
Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащих-ся.-., 1989.
(Показатели развития лингвистического мышления учащихся: 102-124.) Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма ' усвоения социального опыта.-М., 1981. ; (Основные вопросы теории детского рисования: 7-58. Развитие детского рисунка как специфического знака: 59-170. Детский рисунок как документ эпохи: 170-217.) ''
Психолингвистика. Сборник статей. М., 1984. (Как маленькие дети употребляют свои высказывания: 353-366.) Якобсон П. М. Эмоциальная жизнь школьника.-М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10-18.)
Глава 3.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Краткое содержание
Врожденные формы психики и поведения. Значение точного знания врожденны форм психики и поведения, законов их естественного, генетически детерминировав ного развития для правильного обучения и воспитания детей. Беспомощность ч ловеческого младенца, длительный период его зависимости от людей. Рефлектор ные, генотипически обусловленные движения младенца. Автоматическое включено сразу после рождения в работу основных органов чувств: зрения, слуха, осязател ного, двигательного анализаторов, рецепторов вкуса. Врожденные механизмы зрд тельного и слухового восприятия у младенца. Прирожденная способность к сло ным реакциям, сочетающим в себе работу органов чувств и мышц. Анатомо-физи логическая характеристика и функционирование мозга ребенка в период нов рожденности. 1
Двигательная активность ребенка. Быстрый прогресс двигательной активное ребенка в течение первого года жизни. Освобождение рук от функций локомоц и приобретение способности к прямохождению. Развитие зрения и наглядно-де ственного мышления на основе ручных движений. Помесячное совершенствов ние движений ребенка в течение первого года жизни. Возможность ускоренное развития движений под влиянием обучения. Особенности формирования маний лятивно-исследовательских движений рук ребенка на первом году жизни. Нач> имитационных движений во втором полугодии жизни, их значение для дальнейше обучения и воспитания ребенка. Появление указательного жеста, его роль в псиз< ческом развитии. '':
Восприятие и память у младенцев. Особая роль зрения и его развитие у де в первые месяцы жизни. Восприятие младенцем человеческого лица. Компл оживления. Развитие слухового анализатора. Специфическая реакция младея на человеческий голос. Ориентировочно-исследовательская активность младен Память у ребенка в первые месяцы жизни. Совершенствование манипулятивН" ручных движений. Появление согласованных, скоординированных действий,
(чанных с различными анализаторами. 'Специфические ошибки восприятия и действия, совершаемые детьми в первые месяцы жизни, их объяснение. Способность ладиця к различению элементарных и сложных сенсорных воздействий. Класси-1({)цкапия стадий развития сенсомоторного взаимодействия у младенцев по Ж. Пиаже. 1нача.'1" образования у детей когнитивных схем. 1 Речь и мышление младенца. Независимое развитие речи и мышления в течение 1 верного года жизни. Разные генетические предпосылки и направления развития 1речи и мышления. Особая реакция младенца на человеческую речь. Подражание 1 понимание речи. Появление связи слова с предметом. Соединение ориентировочно-исследовательской деятельности со словом. Возникновение совместной предмет-ной деятельности ребенка и взрослого, опосредствованной речевым общением. Этапы 1 развития активной речи и ее семантики у младенцев. Целостная картина форми-[рования речи у детей с рождения до конца первого года жизни. Начало становле-1ция мышления. Связь образа предмета с действием, совершаемым в отношении его. (Примеры из опытов Ж. Пиаже, иллюстрирующих особенности детского мышления.