Формирование внимания по теории П. Я. Гальперина—это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия (см. гл. V).

Используя приемы отработки умственного действия, изложенные в V главе, можно воспитать и действие внимания. Для этого необходимо:

Установить конкретное содержание контроля, выделить операции, входящие в его состав.

Дать ученикам такую систему предписаний по контролю, которую он воспринимал бы однозначно и которая обеспечивала бы получение нужного результата.

Найти исходную, так называемую материальную форму действия контроля.

Подобрать такую систему заданий, которая обеспечивала бы совершенствование действия по всем намеченным показателям.

5. Обеспечить переход действия в умственный план, его систематическое сокращение и автоматизацию.

П. Я. Гальперин показывает процесс формирования внимания младшего школьника при выполнении письменных работ по русскому языку, где легко раскрыть содержание самого контроля и операций, включающихся в него. Эти выделенные операции, которые в целом помогали проверить правильность написания текста, предъявлялись школьнику в определенном порядке:

Наметь порядок выполнения проверки по смыслу, по написанию. 2. Читай предложение вслух. 3. Подходят ли слова друг к другу? 4. -Нет ли пропуска слов? 5. Читай слово вслух по слогам и выделяй каждый слог. 6. Подходят ли буквы к слогу? 7. Нет ли пропуска букв?

Сначала действия совершались в материализованной форме—дети работали с карточками, на которых был написан порядок действий. Через определенное время дети перестали пользоваться карточкой, потом проверяли текст, говоря про себя, а далее они могли читать новый текст и тут же исправлять свои ошибки. Появились уверенность в себе, интерес, уме-

Заказ 3984

Иие контролировать свои действия и этим обеспечивать их успешное выполнение.

Как показывают исследования, проведенные под руководством П. Я. Гальперина, формирование внимания как самоконтроля в процессе учебной деятельности включает в себя умение учителя правильно организовать деятельность ученика и приводит к развитию внимательности как черты личности.

$ 2. ВОСПРИЯТИЕ

Развитие произвольности восприятия. Хотя элементы произвольности в восприятии, как уже было отмечено в главе IV, есть и у ребенка дошкольного возраста, восприятие младшего школьника первоначально носит непроизвольный характер. Учащиеся не умеют еще управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, то или иное наглядное пособие. Так, при рассматривании картины, при чтении текста они перескакивают от одной части к другой, с одной стройки на другую, пропускают слова, детали.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т. п.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.

Эти особенности восприятия детей показаны в исследованиях Е. И. Игнатьева по изобразительной деятельности. Например, учащиеся I класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети рассмотрели и назвал» форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при напоминании экспериментатора). В результате первоклассники изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе изображения.

Восприятие учащихся I—II классов отличается слабой диф-ферёнцированностью. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, например, цифры 6 и 9, буквы Э и 3 и др. Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении.

Практика показывает, что среди ошибок в диктантах и других видах письменных работ особенно выделяются пропуски, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Это результат нечеткого восприятия текста на слух. О сущест-вовании подобных трудностей необходимо знать учителю, чтобы успешно обучать детей.

Для того чтобы ученики не допускали таких ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. Напримерза при изучении раздела «Звуки и буквы» важно научить детей различать такие сходные между собой звуки, как мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие согласные. Умение различать сходные согласные способствует правильному произношению и письму.

Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения. Дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное, существенное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчленении м и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

Однако восприятие учеником одних предметов может быть более развито, а восприятие других—менее Так, уровень восприятия при рисовании по сравнению с чтением может быть чрезвычайно низким, если не обучать самой технике такого восприятия.