Андрущенко Т. Ю. Психологические заловия формирования самооценки ь младшем школьном возрасте.—Вопр психологии, 1977, № 4

t См.: С[щчак С. Ф О самооценке личности учащихся 3-.\ и 4 \ классов.— В сб.ГТТрЭвлемы психологии личности и социальная пси\ология. М. 1977,

1-19

оценке собственной личности, способны определиться-в какой-то мере оценить наличие или отсутствие у себя того „или иного качества. Дета рассуждают так:

<Я хочу быть аккуратным, добрым, ласковым, умным и т.д. (всего предложено 12 качеств), но считаю, что в настоящий момент у меня из этих качеств есть только 6, остальных сейчас нет, но мне очень хочется, чтобы они были».

возрастает и самостоятельность самооценки Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оденок и поведения взрослых, то ученики II и III классов оценивают свои достижения более самостоятельноза.подвергая критический оценке и оценочную деятельность сам6гоза""учителяза,Становясь сажгетбятельнои и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию 'мотива деятельности младшего школьника1.

'Общение со сверстникамтПГформирование самооценки. Самооценка младших школьников формируется, и корректируется" в общении со сверстниками. Она определяет и «вхождение» ребенка в группу сверстников, так как младшие школьники высоко цент качества личности детей с адекватной оптимистической самооценкой и отрицательно относятся к детям с завышенной самооценкой " ~ '""

«Я не хотела бы оказаться за одной партой с Мариной. Она зазнайка, всегда хвалится, никогда не даст рединку или [пинейку; когда спрашиваешь, как правильно напнслть какое-нибудь слово, — не говорит. Притворяется, что не знает».

«В поход я не хотел бы пойти с такими мальчиками, как Миша С и Сережа К Они за все берутся, но, когда не получается, злятся, все бросают и сваливают вину на других. Они очень высокого мнения о себе, как будто лишь они одни умные, а все другие глупые».

У младшего школьника формируется определенный уровеньза притязаниив области личных взаимоотношений Здесь обнару-" жена следующая зависимость: дети, занимающие высший, социометрический статус, объективно оценивают себя в различных видах деятельности или проявляют заниженною самооценку; дети, находящиеся в своеобразной изоляции в классе, наряду с адекватной самооценкой проявляют тенденцию к завышению своих возможностейза Обнаружено также, что изменение социометрического статуса влечет за собой и изменение в самооценке")гйВДЬ'сти, и обратно. Эта зависимость проявляется на протяжении всего младшего школьного возраста2

' См : Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми — В кн Изучение и-отивация поведения детей и подростков/Под ред Л И Божович, Л В Бзаaгoнaдe-жиной М, 1972

2 См Филиппюк Г. С Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положения в системе личных отношений — В кн.: