Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность—эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.
Исследование Л. С. Славиной' показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.
Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.
Если у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддерживающие неадекватную самооценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одно-временно и аффективные переживания, и привести поведение к норме2.
Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Учебная деятельность и формирование самооценки. Доминирующая роль учебнои_ деятельности,__в формигюв а ниизасамо оценки определяется тем, что'именно она"(учебная"~деятель-ность) ' формирует предпосылки отвлеченного теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. До
' См.: Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. Си. характеристику Жени в указанной книге Л. С. Славиной.
Овладения научными понятиями дети сознательно обобщают лишь наглядные данные, непосредственно воспринимаемые признаки предмета и не умеют сопоставлять и обобщать свои суждения о нем.
Развитие понятийных форм мышления обусловливает возникновение к концу младшего школьного возраста способности школьника к самонаблюдению, к анализу и соотнесению с предметной ситуацией своих собственных способов деятельности.
Все дети считают, что они могут лучше учиться, что им просто не удается реализовать свои возможности в учении Однако только в III классе дети осознают, что, кроме внешних обстоятельств, существуют еще и внутренние, связанные с особенностями их личности, причины, которые этому препятствуют.
Учебная деятельностьза как общественно оцениваемая, домн-дирует в формировании самооценки. Оценивая знания, учитель Оля о-в р ем е н н о оценивает личность, ее возчожности и ме-'сто_ср_едч других. __ Именно так воспринимаются оценки детьми. 'Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старатель-ных или нрстаргггельных и т. д. По данным А. И. Лнпкиной, уже во II классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. Это особенно отчетливо обнаружилось, когда эти дети должны были предсказать результаты решения "их одноклассниками задачи, не имеющей никакого отношения к __учебной деятельности. Задача состояла в том, чтобы из кубиков составить орнамент по картинке. Отличники и здесь предсказывали себе самую высокую оценку, а отстающим отказывали в возможности "решить и эту задачу: «Не сделает—двоечница». В действительности оказалось, что~все слабоуспевающие "справились с этим заданием не хуже, чем дети с хорошей и отличной успеваемостью.
У слабоуспевающих школьников формируется, как правило, заниженная самооценка. Именно у них развивается неуверенность в себе, тревожностьза, робость, они плохо себя чувствуют среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Таковы данные, которые говорят о том, что влияние успе-ваемости школьников на их самооценку несомненно.
Но это влияние поддается изменению, коррекции. В исследовании Б. В. Абдрахмановой1, проводимом под руководством А. И. Липкиной, психолого-педагогический эксперимент состоял в следующем. В одном классе каждого ребенка сравнивали только с ним самим. Успехи или неудачи ребенка не сопо-
' См.: Абдрахманова Б. В. Зависимость самооценки от интралпчностно-го и иитерличностного сравнения.—Вопр. психологии, 1975, № 5, с. 138.
Ставлялись с результатами, которых достигли другие. В другом классе успехи одного ребенка сравнивали с успехами или неуспехами другого, при этом сопоставляли равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определенных личностных качеств (степень старательности, организованности, дисциплинированности), достигающим в учении других результатов. Сравнение здесь не принижало ученика, а, наоборот, раскрывало г/еред ним его возможности.
В третьем классе учитель, как обычно, сопоставлял результаты хорошо успевающих с результатами отстающих. Оказалось, что наиболее благоприятная картина обнаружилась в том классе, в котором сравнивались дети, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. В этом классе, где никого особенно не превозносили н никого не принижали, учеников с неадекватной самооценкой оказалось меньше, чем в других классах, и отношения между детьми были наиболее доброжелательными.
В исследованиях, проводимых под руководством В. В. Давыдова', особое внимание уделялось изучению путей формирования самооценки. Так, было установлено, что обучение, при котором овладение учебной деятельностью и всеми ее элементами становится предметом специального усвоения, создает благоприятные условия для формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
Развитие самосознания у ребенка в этом возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущест-веннЪ положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятель-ствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только хорошие, но и плохие свои поступки, не только успехи, но и свои неудачи в учении.
В,.млддшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более о б о'б щ е н н'0'й'. Обобщенная _заамооценка предполагает наличие способности к рефлексии", "наличие эталона нравственного , проведения. Исследования2 показали, что -yзаeHHKa.M.JL.JL-U классов недоступна еще оценка собственной личности в целом, а" учащиеся III класса уже проявляют »ту способность. При этом они весьма критично" относятся к
' Сч : Захарова А. В Формирование самооценки в учебной деятельности.— В mi.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М., 1977, Берцфаи Л. И., Захарова А В Оценка учащимися процесса и результатов решения учебных задач —Вопр психологии. 1975, Лэ 6;