Ительсок Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970,

Характеризует как «восприимчивость к усвоению знаний» и обозначает ее термином обучаемость. Н. А. Менчннская указывает, «что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знании и способов учебной деятельностиза.

Обучаемость, способность к учению,—индивидуальное, довольно устойчивое свойство личности. Обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторые возрастные периоды, что особенно ярко проявляется при овладении речью, она может быть даже более высокой.

Под обучаемостью понимается совокупность достаточно устойчивых и широко проявляющихся особенностей познавательной деятельности ребенка, обусловливающих успешность процесса усвоения знаний, степень легкости и быстроты приобретения знаний, овладения приемами умственной деятельности.

Не случайно поэтому для установления уровня умственного развития применяются различные формы констатирующего эксперимента, в то время как для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Если в первом случав выявляется наличное состояние развития, то во втором вскры-ваются потенциальные возможности развития ученика.

Естественно, что высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется другими особенностями.

В исследованиях были выявлены следующие критерии, которые могут быть положены в основу разделения школьников на группы в зависимости от особенностей, проявляющихся в процессе обучения: особенности умственной деятельности, характеризующиеся уровнем умственного развития и степенью обу-чаемости; направленность личности, включающая мотивацию, отношение к учению.

Может быть выделено четыре основных сочетания этих свойств.

Высокий уровень развития интеллекта (высокая обучаемость) и положительная направленность.

Высокая обучаемость и отрицательная направленность.

Низкая обучаемость и положительная направленность.

Оба комплекса черт характеризуются отрицательным знаком.

Дальнейший анализ обнаружил, что фундаментальное свойство, которое лежит в основе первого комплекса черт, — это активность личности. Она характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности: активное и самостоятельное

' См.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. И. А. Менчинскои. М., 1971, с. 28.

Добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Это свойство проявляется не только в мыслительных операциях, но и в перцептивной и даже мнемонической деятельности: учащийся продолжает припоминать без какой-либо стимуляции извне, использует мнемонические приемы, которые способствуют лучшему запоминанию и воспроизведению.

Как показали исследования, для управления развитием необходимо опираться на индивидуально-психологические разлп чия учащихся. «...Когда ученики выполняют учебные действия по образцу, их различия нивелируются, но если они ставятся в ситуацию решения проблем, самостоятельных «открытий», то эти различия выявляются очень ярко и любые попытки управления в этих условиях без учета индивидуальных различий окажутся совершенно безрезультатными, поскольку одна и та же учебная задача воспринимается различными учениками (в зависимости от уровня их развития) > по-разному, для одного она является проблемой, для другого она уже перестала быть ею, а для третьего учебная задача еще не стала проблемой»'. В связи с этим при управлении развитием надо ориентироваться на индивидуальные особенности школьника.

Управление формированием учебной деятельности. В исследованиях В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и их сотрудников раскрыты особенности формирования самой учебной деятельности младшего школьника.

В. В. Давыдов связывает трудность усвоения материала в начальных классах с эмпирическим характером обобщения. Задача же школы, по его мнению, состоит в формировании теоретического обобщения. О теоретическом обобщении можно говорить в том случае, когда учащийся на основе целенаправленного анализа одного частного случая получает возможность выделить существенные признаки как основу понятия. Например, на основе анализа одной задачи (модели других задач) выясняется .общая структура способа решения, а затем этот способ применяется к другим задачам. Формирование обобщенных приемов решения задач—средство успешного выполнения частных задач.

При таком способе обучения процесс формирования 'понятий становится восхождением от абстрактных посылок к конкретным знаниям. С этой точки зрения обучение должно строиться следующим образом: первоначально школьники должны усвоить основные понятия, составляющие теорию данного предмета, что дает понимание его общих признаков, а это, в свою очередь, помогает раскрыть частные применения. Организация усвоения знаний по принципу теоретического обобщения при-

Менчинская Н. А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности. — В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975, с. 118.