Для ответа на данный вопрос важно выявить, с чем рождается человек и что он приобретает в процессе жизни и деятельности, в ходе обучения и воспитания.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке в советской психологической науке разрешается в свете диалектико-материалистического учения, согласно которому человек «есть совокупность всех общественных отношений»'. Марксизм-ленинизм рассматривает человека как продукт истории и одновременно как часть природы. Человек— существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяются два основных фактора: биологический, природный, и социальный—условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание.

Взаимоотношение этих факторов рассматривается по-разному представителями крайних теорий—биологматорской и ср-Циологизаторской. Биологизаторы признают природные явления в человеке, жизненные процессы как решающие, определяющие его развитие.

Характерная для этого направления переоценка значения биологического в природе человека приводит к обоснованию

Маркс К... Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3.

Расовых теорий, а также получившей распространение на Западе евгеники. Признавая примат биологического, биологпза-торы пытаются упразднить марксистское учение о единой социальной сущности человека, выдвигая тезис о том, что генетическая программа якобы руководит социальным поведением людей.

Социологизаторы, напротив, решающим фактором считаюг внешние влияния, роль биологического, с их точки зрения, ничтожна.

Оба эти подхода антидпалектичны и метафизичны. Они признают лишь один фактор, не видят их взаимодействия и взаимовлияния.

Советская психологическая паука решает проблему развития психики диалектически, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действие двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объек-тивного внешнего мира. Диалектико-материалистическнй подход к решений проблемы требует учета зависимости психического развития от природных данных человека, его биологических, апатомо-физиологических особенностей, так как основой его психической деятельности является высшая нервная деятельность головного мозга, и от внешних влияний, окружающих ребенка, обстоятельств жизни, конкретной общественно-исторической эпохи, которые определяют содержание психической жизни формирующейся человеческой личности.

Рассмотрим более детально значение и действие двухосновных факторов психического развития. '.

К биологическому фактору относят наследственность и врожденность, т. е. то, с чем появляется младенец на свет. Что наследует ребенок? Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение ре-чедвигательного аппарата и др.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшеи нервной деятельности. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные.