Синонимы. Антонимы

 

Основные понятия по теме: синонимы, антонимы, жанры, словесно-художественное творчество.

Синонимы- слова близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. Они образуют синонимические ряды. Один из синонимов является основным. Это слово называется доминантой. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли;

2) для выражения эмоциональной окраски;

3) как средство преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;

4) как способ связи соседних предложений в тексте.

У многозначного слова синонимы могут относиться к разным его лексическим значениям. Например: свежий, яркий снег – свежие, яркие краски.

Антонимы –это слова одной и той же части речи с противоположным значением: белый – черный, высоко – низко, день - ночь.

У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям: свежий хлеб - черствый хлеб, свежий журнал - старый журнал.

Не является антонимами слова, называющие лиц с учетом принадлежности к определенному физическому полу: мальчик – девочка, брат - сестра и т.д.

Художественный стиль (стиль художественной литературы) употребляется в словесно- художественном творчестве. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства

Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например: трагедия, комедия, драма и другие драматические жанры; стихотворение, басня, поэма, роман и другие поэтические жанры).

Главная особенность художественной литературы состоит в том, что он реализует функцию воздействия, использует все средства общенародного языка. Для художественного стиля характерны единство коммуникативной и эстетической функций, использование разнообразных лексических, морфологических, синтаксических средств для создания полноты и действительности образного повествования. Лексика художественной литературы представляет особый сплав всех стилей языка.

Практические задания.

 

*Задание 1. Передайте значение выделенных фразеологизмов с помощью синонимов.

На дворе было темно, хоть глаз выколи.

При мне ходил на кабана один на один.

Как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха.

Она захохотала во все горло.

Сделал строгую мину.

**Задание 2. Прочитайте текст.

Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей.

Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало немило! И тогда пришел человек к Олимпу и взмолился: «О боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно есть, мягко спать, не смогу жить в тепле и уюте? Неужели вечно воевать с этой проклятой непримиримой природой?»

И услышали его боги и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце, у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать картины. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное.

Теперь, освобожденный от изнурительного труда и подстерегающих его опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал и лепил из глины.

Но шло время, и все более грустные песни пел Человек … И стал замечать он, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому не нужны.

И понял Человек, что, насыщая тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он о стену, окружающую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо.

Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный ветер листочки на деревьях, увидишь, как нежно он гладит полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет он с речкой.

2.1. Определите тему и идею легенды. Озаглавьте ее.

2.2. Сформулируйте вопросы к тексту.

2.3. Определите стиль текста. Обоснуйте ответ.

2.4. Перескажите текст.

2.5. Выпишите грамматическую основу предложений, укажите способы выражения подлежащего и сказуемого.

**Задание 3.Прочитайте предложения. Сравните значение данных слов.

1. Молодежь активно участвует в конкурсе «Мир во всем мире». 2. Вы поймите, мы пришли к вам с миром не хотим конфликтов. 3. Что ты так долго мешаешь ложкой чай? 4. Что мешает тебе заниматься спортом? 5. Горные вершины покрыты снегом. 6. Он достиг вершины славы.

***Задание 4.Прочитайте текст, озаглавьте его.

Единственный перевал на Аркалыке назван Кушикпайским в честь его родоначальника. По преданию, Кушикпай был батыром. Недалеко от дороги виден старый могильник, невысокий курган, сложенный из неотесанного камня. Это могила Кушикпая.

Кушикпай умер молодым, двадцати одного года от роду. С юности он искусно владел копьем и дубинкой, мечтал стать военачальником, ходить в боевые походы. Был он находчив, ловок, неутомим, неимоверно силен и не знал себе равных в схватках и стычках. Он не боялся ни человека, ни зверя, ни вьюжной ночи, ни злой приметы.

Надолго запомнили аульчане его лицо с широкими смуглыми скулами, овеянными резким ветром и обласканными горячим солнцем. Прямой длинный нос подчеркивал его решительный и смелый характер, что подтверждали и тонкие, всегда сомкнутые губы. Удивительными были его глаза: черные, всепонимающие, внимательные и теплые при общении с друзьями и холодные, горящие гневным огнем, когда вступал в схватку с врагом. Две черные длинные дуги, словно крылья вольной птицы, обрамляли эти бездонные чистые озера.

Черная оспа настигла Кушикпая и свалила наземь. Дни и ночи лежал он в горячке и бредил. Об этом узнал его давний соперник из рода Уак и сказал себе: «Пришла моя пора!». Заявился он в аул Кушикпая и, похваляясь своей храбростью и насмехаясь над лежачим, среди белого дня угнал его любимого коня, стоявшего у юрты хозяина.

Дошла печальная весть до Кушикпая. Разгневался батыр, поднялся на ноги, не чувствуя боли, накинул на тело чекмень и пустился в погоню. Страшный, грозный, прискакал он в аул обидчика, когда тот похвалялся угнанным знатным конем и своей безнаказанностью. Нрав Кушикпая знали все: он готов был биться насмерть, хоть с врагом, хоть со всей ватагой его родичей и слуг. Испугались молодцы. Вмешались аксакалы и уговорили Кушикпая не проливать крови рода Уак, вернули его коня и, чтобы забылась кровная обида, подарили ему богатый расшитый халат, проводили его из аула с честью.

У перевала Аркалык оспа все же сказала свое слово: стащила больного батыра с седла уже без памяти, в горячке. Но успел Кушикпай лечь головой в сторону Каабы, приник ею к родной земле и простился с жизнью.

(По М.Ауэзову).

4.1. Найдите в нем антонимы к данным словам: молодой, старый, слаб, кривой, толстые, холодные, тлеющие, белые, опустился.

4.2. Передайте содержание текста на родном языке.