Гласных и согласных звуков и различных звукосочетаний»

 

Практическое занятие № 1

1. Как происходит формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний по С. Т. Никольской? Выполните соответствующие упражнения:

· Упражнения для звуков [У], [jУ]

· Упражнения для звуков [Э], [jЭ]

· Упражнения для звуков [И], [Ы]

· Упражнения для звуков [О], [jО]

· Упражнения для звука [A], [jA]

· Отработка согласных звуков [Б], [Б'] - [П], [П']

· Отработка звуков [П] и [Б] на стихах

· Отработка произношения согласных звуков [Т], [Т'] - [Д], [Д']

· Отработка произношения согласных звуков [К], [К'] - [Г], [Г ']

· Отработка произношения согласных звуков [Ф], [Ф'] — [В], [В']

· Использование слов со стечением согласных.

· Упражнение «Пучки согласных»

· Сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] - [Л'] и [Р] - [Р']

· Отработка произношения согласного [Р], [Р']

· Свистящие и шипящие согласные звуки

· [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц]

· Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

Практическое занятие № 2

1. Продемонстрируйте технику выполнения следующих дикционных упражнений, предложенных З. В. Савковой:

Упражнение "Поезд".Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТуктУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

Упражнение "Цокот подков".Передайте цокот подков изящным звуком: ЦОк-цок!

ЦОк-цок!

ЦОк-копытце!

ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение "Трубочист".Вы "моете" трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чисто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, ЧИст!

Упражнение "Хоровод".

Ют-ют-ют-ют— красны девицы поют.

От-от-от-от—водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят—ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут—хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть — вместе звонки песни петь.

Упражнение "Турпоход".

Ёт-ёт-ёт-ёт—солнце медленно встает.

Ит-ит-ит-ит—пионерский лагерь спит.

Ат-ат-ат-ат—просыпается отряд.

Ут-ут-ут-ут — на зарядку все идут.

Ат-ат-ат-ат — к умывальникам спешат.

Ыт-ыт-ыт-ыт — стол давно уже накрыт.

Ет-ёт-ёт-ёт — пионеров завтрак ждет.

От-от-от-от — собралися все в поход.

Ет-ёт-ёт-ёт — весело отряд идет.

Ём-ём-ём-ём — все довольны этим днем!

Упражнение "Ловушка Т".

Говорю я по складам.

Видите старанье?

Ни одной я не отдам

Буквы в окончанье.

В слове "сееТ" на конце

Не исчезнет буква "Т".

В слове "прыгнеТ", "упадеТ" Тоже "Т" не пропадеТ.

Очень четко я звучу,

Букву "Т" не проглочу.

Упражнение "Конечные согласные".

Пыхтит паровоз,

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок,

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет —

Все это по-своему в мире живет.

Упражнение "Односложные слова".

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр -тембр чист. В миг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь, Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение "Друг".

Жил-был Гном.

Спал Гном днем.

Ночь бодр был:

Пел, ел, пил...

Вдруг в дверь, стук.

Кто? Гость - Жук!

Гость, был мил:

Пел, ел, пил...

Как друг Гном

Спал Жук днем.

Упражнение "Пес".

Был день...

Вдруг дождь.

Гром:"Бом!"-

Все—в дом.

Вслед пес -

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп...

Дик, глуп!

— Вверх нос! Ты ж Пес!

Упражнение "Двойные согласные".

Под детские поделки

Умелые подделки.

 

Оценишь их хор,

Услышав их ор.

 

Вам можно верить,

Чтоб тайну вверить?

 

Кран может подтечь,

Потом и потечь.

 

Спортивный отдел

Спортсменов одел.

 

Есть процедура водная,

А лекция есть вводная.

 

Изжить недостатки,

стереть в порошок.

 

И жизнь станет лучше,

и жить хорошо.

 

Чемодан я подержу

Силы ваши поддержу.

 

Упражнение "Звуки".

Шипящий звук "Ша"

заШурШал, заШептал,

А "Жэ"-словно Жук,

закруЖась, заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенний в "Вэ".

Зафыркал вдруг "эф",

расфуфырился: "Фэ!"

СвиСтящий Согласный звук "эС" —

заСвиСтел,

За ним Звонко, Звонко, Звук "Зэ"

ЗаЗвенел.

Раскатистый "эР" - не напрасно "соноРный":

Рычит и Рокочет в Работе упорной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый "Бэ".

Пришел ПоПросить быть Потише звук "Пэ"...

Упражнение "Парикмахер-неудачник"

Чик!Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (с радостью)

Чик! Чик! Чик! Чак!

Чудо челка у меня! (с гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк! Отхватил волос клочок! (с испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (с досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) "подстригаем челку", имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч. Необходимо соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. "Подлаивать" тренируемый звук.

Упражнение "Воробьи".Представьте, что вы "воробьи". Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и "чирикаете".

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй. Чей червяк? Чирик, молчок! На крючочке червячок. Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего? Не боюсь я ничего! Червячка с крючка схвачу! Чик-чирик! И — проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы "воробьи", невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы "шустрого воробья" и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.

Упражнение "Бабка Фекла".

Фыркнул Федька, Фыркнул Фрол, Зафырчал Весь Федькин дВор... Бабка Фекла ВздернуФ нос, ЗаФырчаф как паровоз, РасФуФырясь, как Фита, Федьку с Фролом — Взашей!

Да! Взашей Федьку, Фрола Взашей Бабка Фекла — знай, мол наших!

Упражнение "Воля".Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВВВВВВВВВВВ... Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

– Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо

не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?.. Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее "ВВВ" в стихах: удваивайте и утраивайте согласный "в", дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.

Упражнение "Переполох". Передайте услышанный вами грачиный крик:

Слушай...

— КРАжа!

— КРАжа!

— КРАжа!

— ГРАбят, БРАтцы!

Где же стРАжа?

— ЧтоуКРАли?

— Два пеРА,

— БезобРазие! С утРА...

— ВыуКРАли?

— МынебРАли. -

— БРАли!

— БРАли!

— КРАли!

— КРАли!

Это я грачиный крик

Перевел на наш язык.

Упражнение "Чудо-песенка".

Тю-рп-рюшеньки! Рю-ре!

Трю-рю-рюрь!

Привет заре!

Трю-рю-рюрь!

Привет апрелю,

И реке, и птичьим трелям,

И березкам, и рябине,

Что стоят, как на картине.

Те-ре! Ерь-Ерь! Трю-рю-рю!

Песней встретил я зарю.

Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!

Прелесть песенка моя!

Незамысловатая,

Даже глуповатая.

Ну и что ж! Зато язык

Мой вибрировать привык.

Упражнение "Звоночки". В одной руке звонок побольше, зво­нит он так: "дзинь-дзинь", а в другой — поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: "динь-динь". Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте "Чижика". ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь! Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь...

Упражнение "Утки". Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток: Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите? К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!