Чтение детям любой сказки
Например, "Три поросенка" в переводе С. Михалкова, "Цветик-семицветик" В. Катаева, "Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина и др., с последующей беседой по ним и рассматриванием иллюстраций. Предложить отправиться в путешествие в сказку. Например: '"Представь, что ты со своей группой попал в сказку. Узнаешь, какая это сказка? Поросята пригласили вас погостить в свои домики. Домики у них небольшие, все дети в одном домике не поместятся. В домике Наф-Нафа будут гостить самые трудолюбивые дети, которые любят и умеют хорошо трудиться. В домике Пуф-Нуфа - дети, которые меньше любят трудиться и еще не все умеют делать сами. В домике Ниф-Нифа - дети, которые еще не любят трудиться, и немногое умеют делать сами. Подумай, в каком домике мог бы погостить каждый из ребят (возможно использование фотографий детей или визиток с именами). А в каком домике будешь гостить ты?"
Наблюдать за поведением ребенка, фиксировать в протоколе. Ответы ребенка сравнить с данными наблюдений.
Продумайте беседу по другим сказкам. Если ни один "лепесток" цветка, ни одно пожелание в случае, если бы ты поймал золотую рыбку, ребенок не захотел использовать для блага и радости другого (особенно в случаях, когда в поддержке, помощи "другие" так нуждаются; например, больна сестричка или дедушка), то это основание для тревоги педагогов и родителей,
Наблюдение за общением родителей и детей
Есть ли проявления эгоцентризма?
Демонстрирует ли ребёнок своё «Я»?
Пытается ли противостоять требованиям взрослых?
Беседа с родителями
Чувствует ли Ваш ребёнок, что в семье он живёт с друзьями?
Быть членом вашей семьи интересно, приятно?
Как вы думаете, хорошо ли ему живется сейчас в вашей семье?
Если три "да", то семья зрелая, если есть "нет", то семья проблемная.
Дать задание родителям поговорить со своим ребенком о родословной семьи, истории семьи. Рассмотреть с ребенком фотографии из семейного альбома.
Дать для заполнения анкету родителям тех детей, которых вы брали для наблюдения.
Анкета
«Общение в семье»
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Дата рождения_________________________________________________
Дата заполнения________________________________________________
№ | Вопросы | Ответы | ||
Да | Нет | Не знаю | ||
Легко ли рассмешить вашего ребенка? | ||||
Часто ли он капризничает? | ||||
Ложится ли он спать спокойно, не выводя из терпенья всех домашних? | ||||
Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом? | ||||
Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет? | ||||
Часто ли он выходит из себя? | ||||
Всегда ли нужно присматривать за ним? | ||||
Нет ли у него привычки сосать палец, часто хныкать или слишком много фантазировать? | ||||
Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда? | ||||
Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей стороны? | ||||
Нет ли у него каких-либо незначительных страхов? |
Примечание: при заполнении анкеты проставить знак «+» в соответствующей графе.