Основания создания.

В соответствии со ст. 8 Закона об унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Объем правомочий собственника в отношении унитарного предприятия, а также имущества, переданного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает следующие вопросы:

- принимает решение о создании предприятия;

- определяет предмет, цели и виды его деятельности, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

- принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

- формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

- назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

- дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

- дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

- дает согласие в случаях, предусмотренных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

- принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

- имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятиях собственник унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеет право на получение части прибыли от использования имущества такого предприятия.

Права собственника унитарного казенного предприятия в отношении такого предприятия несколько шире. Кроме перечисленных выше правомочий, собственник имущества казенного предприятия вправе:

- изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия;

- определять порядок распределения доходов казенного предприятия.

Объем прав унитарных предприятий в отношении закрепленного за ним собственником имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом, но только с согласия собственника имущества.

Что касается движимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, то им предприятие может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством.

При этом движимым и недвижимым имуществом государственное унитарное предприятие может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Перечисленные виды сделок в принципе могут осуществляться с целью вывода части активов унитарного предприятия в аффилированные структуры, неподконтрольные собственнику имущества. Поэтому введенное Законом об унитарных предприятиях ограничение является оправданным.

Ограничения по распоряжению имуществом казенного предприятия, установленные ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, являются еще более жесткими и, по существу, приближаются к ограничениям, установленным законодательством в отношении имущества учреждений.

Федеральное казенное предприятие вправе совершать сделки по отчуждению или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества. Кроме того, уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следует также отметить, что казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Таким образом, право хозяйственного ведения по своему содержанию дает несколько больше правомочий по распоряжению имуществом самому предприятию, а казенное предприятие наиболее контролируемо собственником имущества.

Порядок формирования имущества предприятия, используемого в предпринимательской деятельности.

Как следует из ст. 12 Закона об унитарных предприятиях, имущество унитарного предприятия как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Однако в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (ст. 13 Закона об унитарных предприятиях).

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

В унитарном предприятии на праве оперативного управления уставный фонд вообще не формируется.

Характер имущественной ответственности собственника по обязательствам предприятия.

В силу п. 5 ст. 113 ГК РФ унитарные предприятия несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им (на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления) имуществом.

При этом предприятия обоих видов не отвечают закрепленным за ними имуществом по обязательствам собственника.

Что же касается ответственности собственника по обязательствам унитарных предприятий, то здесь имеются различия. На основании п. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. На основании п. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие действует на основании устава. Распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. N 6945-р <89> утвержден Примерный устав ФГУП.

--------------------------------

<89> Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 11 декабря 2003 г. N 6945-р "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия" // Российская газета. 2004. 5 февраля.

 

Устав унитарного предприятия должен содержать (п. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях):

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

- иные предусмотренные законом сведения.

Устав государственного или муниципального предприятия, кроме этого, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. А устав казенного предприятия, кроме вышеперечисленных сведений, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

Учредителями унитарных предприятий могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Для учреждения унитарного предприятия уполномоченный на это государственный орган должен издать соответствующее решение об учреждении.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов, решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 уточняется, что решение о создании ФГУП принимается Правительством РФ. Проект указанного решения вносится в Правительство РФ федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ <90>.

--------------------------------

<90> Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.

 

Пункт 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях определяет, что федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому предоставлено право принятия такого решения, а муниципальное казенное предприятие учреждается решением уполномоченного органа местного самоуправления.

Решение об учреждении унитарного предприятия обязательно должно определять цели и предмет его деятельности. В отношении ФГУП установлено, что проект решения Правительства РФ о создании такого предприятия должен предусматривать не только цели и предмет, но и виды его деятельности.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

До вступления в силу Закона об унитарных предприятиях состав имущества указывался в решении соответствующего органа о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием и определялся по форме бухгалтерского баланса с приложением описания конкретного вида имущества <91>.

--------------------------------

<91> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" / С.С. Алексеев, И.В. Бекленищева, К.П. Беляев, В.А. Захаров, Н.Р. Кравчук, С.А. Кудреватых, С.Э. Рябова, С.А. Степанов. М.: Статут, 2003. С. 22.

 

Управление делами унитарного предприятия, а также выступление в предпринимательских правоотношениях от его имени возлагается на руководителя унитарного предприятия (директора или генерального директора), который является его единоличным исполнительным органом.

Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

В отличие от хозяйственных обществ, в управлении унитарным предприятием не предусматривается участие имеющих собственную компетенцию коллегиальных органов, равно как не допускается привлечение к управлению сторонних коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей. Достаточно простая система управления унитарным предприятием (собственник имущества - директор) обусловлена не только характером вещного права, обеспечивающего имущественную обособленность унитарного предприятия, но и необходимостью индивидуализации ответственности исполнительного органа и упрощения контроля за руководителем со стороны собственника имущества.

Руководитель унитарного предприятия назначается и подотчетен собственнику имущества предприятия. Права собственника реализуются уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 назначение руководителя ФГУП, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним производится федеральным органом исполнительной власти. Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия, а также отчет руководителя предприятия направляются в 3-дневный срок со дня их утверждения в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестаций руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" <92> заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий осуществляются теми федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления. Примерный трудовой договор с руководителем ФГУП утвержден распоряжением Минимущества России <93>.

--------------------------------

<92> Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестаций руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (вместе с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, Положением о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий) (ред. от 4 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.

<93> Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 11 декабря 2003 г. N 6946-р "Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем государственного унитарного предприятия" // Российская газета. 2004. 28 января.

 

Аналогичные акты в рамках своей компетенции приняты субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Назначение (а в дальнейшем и заключение трудового договора) руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

 

2.3.8. Хозяйственные партнерства

 

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством (ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах").

Хозяйственные партнерства определены в Законе как новый вид коммерческих организаций корпоративного типа. В пояснительной записке к законопроекту, который лежал в основе Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ, разработчики указывали на желание предусмотреть в российском праве такой вид юридического лица, который соответствовал бы зарубежным аналогам ведения инновационной (в том числе венчурной) деятельности (к примеру, limited partnership и др.). Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были признаны разработчиками этого законопроекта не соответствующими запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.

Правовое положение хозяйственного партнерства в некоторых моментах схоже с правовым положением общества с ограниченной ответственностью, а в некоторых моментах - с правовым положением хозяйственных товариществ. Но присутствует и специфика правового регулирования в отношении хозяйственных партнерств.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в отличие от хозяйственных обществ, хозяйственное партнерство не может быть создано одним лицом. Как и в хозяйственных товариществах, минимальное количество участников партнерства - два. Вместе с тем ограничение по числу участников хозяйственного партнерства 50 членами указывает на сходство этой правовой конструкции с обществом с ограниченной ответственностью и закрытым акционерным обществом.

Единственным учредительным документом хозяйственного партнерства, как и хозяйственного общества, является устав, сведения об управлении хозяйственным партнерством, а также права и обязанности его участников должны содержаться в соглашении об управлении хозяйственным партнерством. Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, но в обязательном порядке должно быть удостоверено нотариусом. Указанное соглашение разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке.

Важно отметить, что соглашением об управлении партнерством могут регулироваться права и обязанности не только его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Столь необычная норма уникальна для российского корпоративного права. Кроме того, хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же хозяйственным партнерством, что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

В хозяйственном партнерстве формируется складочный капитал, как и в хозяйственном товариществе. Как и для товариществ, минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства не предусмотрен законом. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать нормативы достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере. Порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством. Такие вклады могут вноситься по частям в различные сроки, что может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества. Ранее российское гражданское право этого не допускало.

Система прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства в значительной степени напоминает общество с ограниченной ответственностью. В то же время большая часть прав и обязанностей членов партнерства может быть установлена в соглашении об управлении партнерством. Более того, права участника партнерства могут быть ограничены таким соглашением. В соглашении также определяются система и структура органов управления хозяйственным партнерством. Формируемым в обязательном порядке органом управления партнерством является единоличный исполнительный орган. Он избирается из числа участников партнерства - физических лиц единогласным решением всех участников на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку существования этого юридического лица. Иные органы управления могут предусматриваться соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Каких-либо предписаний и ограничений в отношении их числа, взаимодействия, функций и полномочий закон не устанавливает.

 

2.3.9. Филиалы и представительства юридических лиц

 

Юридические лица вправе создавать филиалы и представительства. Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

 

2.3.10. Субъекты малого и среднего предпринимательства

 

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <94>.

--------------------------------

<94> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

 

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении определенных требований к составу активов указанных организаций и предпринимателей, численности их работников и размеру выручки от реализации товаров, работ или услуг.

Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек, а для микропредприятий, выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать пятнадцати человек. Средняя численность работников средних предприятий за предшествующий календарный год должна составлять от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно.

Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов малых и средних предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2010 г. вступили в силу нормы закона, в соответствии с которыми предельные значения выручки от реализации товаров, работ или услуг и балансовой стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5).

В настоящее время установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. руб.;

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

- средние предприятия - 1000 млн. руб. <95>.

--------------------------------

<95> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3642.

 

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4).