Воздействие потоварного налога и потоварной дотации на рыночную цену

 

К потоварным налогам относятся, прежде всего, акцизы. Непосредственными плательщиками таких налогов в государственный бюджет обычно являются продавцы. Ставки налога устанавливаются либо в виде абсолютной суммы (в рублях) с каждой единицы товара, либо в виде определенного процента от цены товара. Считается, что обложение товара налогом является более мягкой формой государственного воздействия, чем фиксирование цены.

Обратимся к рис. 10.2. До введения налога взаимодействие рыночного спроса (D) и рыночного предложения (S1) обуславливало равновесную цену Р1 и равновесный объем продаж Q1.

Рис. 10. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами

 

Допустим, государство установило налог на данный товар в сумме Т рублей за каждую продаваемую единицу. Сначала предположим, что налог в бюджет уплачивают продавцы товара. Поскольку продавцы рассматривают налог как дополнительные затраты, то его введение приведет к тому, что цена предложения для каждого данного объема предложения увеличится на Т. Следовательно, произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, и линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: объем продаж Q2; цена Р+, уплачиваемая покупателем (цена-брутто с включением налога); цена Р-, фактически остающаяся у продавца (цена-нетто без включения налога). Цена, которую платит покупатель, после введения налога оказывается выше первоначальной равновесной цены Р1. Но цена, фактически получаемая продавцом, оказывается ниже первоначальной. Как можно легко понять из рис. 10.2, размер повышения цены-брутто и снижения как цены-нетто, так и продаваемого количества зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Общая сумма поступающих в государственный бюджет налоговых сумм равна площади прямоугольника Р+АВ Р-. Причем, несмотря на то что плательщиками налога выступают продавцы, фактически бремя налога распределилось между продавцами и покупателями. Действительно, если до введения налога продавец за каждую проданную единицу товара получал цену Р1, а после введения налога ̶ Р-, то он ощущает бремя налога именно как размер снижения реально получаемой им цены. В свою очередь, покупатель ощущает бремя налога как размер повышения уплачиваемой им цены – с Р1 до Р+. Из рис. 10.2 видно, что распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. И наоборот, чем меньше наклон линии спроса и чем больше наклон линии предложения, тем меньшая часть налога ложится на потребителей и тем большая часть налога ложится на производителей.

Еще одним важным моментом является то, как после введения налога изменяется общественная выгода. Вспомним, что общественная выгода возникает в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка, а ее величина характеризуется суммой излишков покупателей и продавцов. Из рисунка 10.2 видно, что в результате введения налога излишек покупателей сократился на величину площади фигуры Р1ЕА Р+, а излишек продавцов – на Р1ЕВР-. Часть этих потерь покупателей и продавцов, величиной Р+АВ Р-, поступила в бюджет и должна в принципе использоваться на благо тех же покупателей и продавцов. А вот другая часть потерь, величиной АВЕ, не компенсируется ничем. Она представляет собой читые потери общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом[35].

Можно представить ситуацию, когда потоварный налог уплачивается не продавцами, а покупателями. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 10.3). Действительно, после введения налога новая цена спроса покупателя для любого количества продукта будет меньше на величину налога, поскольку прежняя цена спроса представляет собой максимальную величину, которую покупатель готов заплатить за данное количество (включая и уплату налога).

Рис. 10.3. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателями

 

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, а также цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, с точки зрения изменения рыночных результатов и фактического распределения налогового бремени не имеет значения, кто – продавец или покупатель – является непосредственным плательщиком потоварного налога.

Теперь рассмотрим государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций. Дотация – это своего рода «налог наоборот» (со знаком минус). Потоварная дотация устанавливается либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара, либо как процент от цены товара. Обычно потоварные дотации получают продавцы, хотя не исключены и случаи выплаты потоварных дотаций потребителям.

Обратимся к рис. 10.4. Допустим взаимодействие линий спроса и предложения обуславливает равновесный объем продаж Q1 и равновесную цену Р1. Затем государство вводит дотации производителям данного товара в размере в расчете на единицу продукции V. В результате цена предложения для каждого данного объема снизится на величину дотации, что приведет к сдвигу линии предложения в положение S1. Новая линия предложения при взаимодействии со спросом генерирует новый равновесный объем продаж Q2, больший прежнего Q1. Цена Р-, уплачиваемая покупателями после введения дотации, ниже прежней равновесной цены Р1, а цена Р+, фактически получаемая продавцами, выше прежней равновесной цены.

Рис. 10.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, уплачиваемой продавцами

 

Также, как и в случае с потоварным налогом степень изменения объема продаж и цен покупателя и продавца в результате введения дотации, а также фактическое распределение дотации между покупателями и продавцами зависят от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Ранее было показано, как введение налога приводит к чистым потерям общества. Казалось бы, поскольку дотация – это налог наоборот, то ее введение должно вести к чистому общественному выигрышу. Но в действительности введение дотации также ведет к чистым потерям. Как видно из рис. 10.4, после введения дотации излишек потребителей возрос на величину площади трапеции Р1ЕLP-, а излишек производителей возрос на величину площади Р1ЕКP+. Следовательно, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры P+ КЕLP-. Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника P+КLP- и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника EKL. Эта величина и представляет чистые потери общества, вызванные перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет ценовая политика государства?

2. Когда целесообразно прямое вмешательство государства в действующие цены?

3. Как осуществляется косвенное регулирование цен?

4. Может ли возникнуть дефицит при установлении нижнего придела цены?

5. Можно ли утверждать, что тяжесть акцизного налога полностью ложится на покупателей продукта?