Глава 4. Ценообразование на основе ценности товара для покупателя...52
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный социально-экономический университет»
А.В. Якунина, О.А. Романенко
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебное пособие
Саратов
УДК 338.5
ББК 65.25
Якунина А.В., Романенко О.А.
Ценообразование: учебное пособие для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит», 080107.65 «Налоги и налогообложение» / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2013. – 150 с.
В учебном пособии рассматриваются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих организациях. Проанализированы экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы, рассмотрены вопросы анализа уровня и структуры цены, а также государственное регулирование цен.
Для студентов экономических специальностей вузов, практических работников, а также для всех интересующихся теоретическими и практическими проблемами ценообразования.
Рецензенты:
д-р экон. наук, профессор Е.Г. Жулина,
д-р экон. наук, профессор С.М. Богомолов
УДК 338.5
ББК 65.25
© Якунина А.В., Романенко О.А., 2013
© Саратовский государственный
социально-экономический университет, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..........5
Глава 1. Сущность и функции цены………………………………………….6
§ 1. История становления современной теории цены.
Понятие цены. Ценообразующие факторы………………………………6
§ 2. Роль цен в рыночной экономике. Функции цены……………………...10
§ 3. Взаимосвязь ценообразования и финансово-кредитной системы…….15
Глава 2. Основы формирования рыночной цены………………………….17
§ 1. Потребительский спрос и цена спроса………………………………….17
§ 2. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения……...22
§ 3. Равновесие и равновесная цена. Различие между формированием
и обнаружением цены…………………………………………………….24
Глава 3. Затраты и их учет в ценообразовании…………………………….29
§ 1. Альтернативные подходы к анализу затрат и прибыли……………..29
§ 2. Неоклассическая концепция затрат…………………………………...30
§ 3. Затраты с позиций бухгалтерского учета……………………………..35
§ 4. Установление цены на основе затрат: преимущества и
недостатки………………………………………………………………40
§ 5. Эффективный подход к анализу затрат при принятии
ценовых решений. Альтернативные и предотвратимые издержки
и их роль в обосновании цены………………………………………...46
§ 6. Обоснование минимального норматива рентабельности к
затратам…………………………………………………………………50
Глава 4. Ценообразование на основе ценности товара для покупателя...52
§ 1. Ценностное (проактивное) ценообразование………………………...52
§ 2. Экономическая ценность товара: понятие и алгоритм анализа……..54
§ 3. Факторы, влияющие на ценовую чувствительность…………………55
§ 4. Эластичность спроса по цене как показатель
ценовой чувствительности покупателей……………………………...69
Глава 5. Анализ финансовых последствий ценовых решений…………...74
§ 1. Предельная прибыль: понятие и значение при принятии
ценовых решений……………………………………………………..74
§ 2. Анализ условий безубыточности изменения цены: базовый
случай………………………………………………………………….76
§ 3. Анализ условий безубыточности изменения цены
при непостоянстве затрат……………………………………………...81
§ 4. Анализ условий безубыточности реактивного изменения цены……83
§ 5. Учет риска при анализе финансовых последствий
ценовых решений……………………………………………………....85
§ 6. Кривая безубыточности продаж………………………………………87
Глава 6. Учет конкуренции в ценообразовании……………………………91
§ 1. Ценовая конкуренция в условиях различных
рыночных структур. Ценополучатели и ценоискатели……………...91
§ 2. Последствия ценовой конкуренции…………………………………...97
§ 3. Управление конкуренцией в процессе принятия ценовых
решений………………………………………………………………..100
Глава 7. Формирование ценовой политики и ценовой стратегии компании……………………………………………………………………….105
§ 1. Понятие ценовой политики и факторы, ее определяющие………...105
§ 2. Виды ценовых стратегий……………………………………………..111
§ 3. Выбор ценовой стратегии на разных этапах жизненного цикла товара…………………………………………………………………..116
Глава 8. Контрактные цены…………………………………………………122
§ 1. Цена контракта………………………………………………………..122
§ 2. Учет условий поставки при определении цены контракта………...123
§ 3. Способы фиксации цены в контракте……………………………….124
§ 4. Ценовые скидки……………………………………………………….126
Глава 9. Вертикальная структура цены…………………………………...129
§ 1. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота (стадии вертикальной продуктовой цепочки)…………………………………….129
§ 2. Понятие и элементы вертикальной структуры цены……………….130
§ 3. Наценки оптовой и розничной торговли…………………………….134
§ 4. Налоги в цене товара………………………………………………….135
Глава 10. Государственное регулирование цен…………………………...140
§ 1. Цели и задачи государственного регулирования цен………………140
§ 2. Формы и методы государственного воздействия на цены…………144
§ 3. Последствия установления фиксированных цен……………………149
§ 4. Воздействие потоварного налога и потоварной дотации
на рыночную цену…………………………………………………….150
Библиографический список…………………………………………………155