Глава 4. Ценообразование на основе ценности товара для покупателя...52

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Саратовский государственный социально-экономический университет»

 

 

А.В. Якунина, О.А. Романенко

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Учебное пособие

Саратов

 

УДК 338.5

ББК 65.25

 

Якунина А.В., Романенко О.А.

Ценообразование: учебное пособие для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит», 080107.65 «Налоги и налогообложение» / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2013. – 150 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основные методы и приемы эффективного управления ценообразованием в коммерческих организациях. Проанализированы экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики фирмы, рассмотрены вопросы анализа уровня и структуры цены, а также государственное регулирование цен.

Для студентов экономических специальностей вузов, практических работников, а также для всех интересующихся теоретическими и практическими проблемами ценообразования.

 

 

Рецензенты:

д-р экон. наук, профессор Е.Г. Жулина,

д-р экон. наук, профессор С.М. Богомолов

УДК 338.5

ББК 65.25

 

© Якунина А.В., Романенко О.А., 2013

© Саратовский государственный

социально-экономический университет, 2013

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........5

Глава 1. Сущность и функции цены………………………………………….6

§ 1. История становления современной теории цены.

Понятие цены. Ценообразующие факторы………………………………6

§ 2. Роль цен в рыночной экономике. Функции цены……………………...10

§ 3. Взаимосвязь ценообразования и финансово-кредитной системы…….15

Глава 2. Основы формирования рыночной цены………………………….17

§ 1. Потребительский спрос и цена спроса………………………………….17

§ 2. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения……...22

§ 3. Равновесие и равновесная цена. Различие между формированием

и обнаружением цены…………………………………………………….24

Глава 3. Затраты и их учет в ценообразовании…………………………….29

§ 1. Альтернативные подходы к анализу затрат и прибыли……………..29

§ 2. Неоклассическая концепция затрат…………………………………...30

§ 3. Затраты с позиций бухгалтерского учета……………………………..35

§ 4. Установление цены на основе затрат: преимущества и

недостатки………………………………………………………………40

§ 5. Эффективный подход к анализу затрат при принятии

ценовых решений. Альтернативные и предотвратимые издержки

и их роль в обосновании цены………………………………………...46

§ 6. Обоснование минимального норматива рентабельности к

затратам…………………………………………………………………50

Глава 4. Ценообразование на основе ценности товара для покупателя...52

§ 1. Ценностное (проактивное) ценообразование………………………...52

§ 2. Экономическая ценность товара: понятие и алгоритм анализа……..54

§ 3. Факторы, влияющие на ценовую чувствительность…………………55

§ 4. Эластичность спроса по цене как показатель

ценовой чувствительности покупателей……………………………...69

Глава 5. Анализ финансовых последствий ценовых решений…………...74

§ 1. Предельная прибыль: понятие и значение при принятии

ценовых решений……………………………………………………..74

§ 2. Анализ условий безубыточности изменения цены: базовый

случай………………………………………………………………….76

§ 3. Анализ условий безубыточности изменения цены

при непостоянстве затрат……………………………………………...81

§ 4. Анализ условий безубыточности реактивного изменения цены……83

§ 5. Учет риска при анализе финансовых последствий

ценовых решений……………………………………………………....85

§ 6. Кривая безубыточности продаж………………………………………87

 

Глава 6. Учет конкуренции в ценообразовании……………………………91

§ 1. Ценовая конкуренция в условиях различных

рыночных структур. Ценополучатели и ценоискатели……………...91

§ 2. Последствия ценовой конкуренции…………………………………...97

§ 3. Управление конкуренцией в процессе принятия ценовых

решений………………………………………………………………..100

 

Глава 7. Формирование ценовой политики и ценовой стратегии компании……………………………………………………………………….105

§ 1. Понятие ценовой политики и факторы, ее определяющие………...105

§ 2. Виды ценовых стратегий……………………………………………..111

§ 3. Выбор ценовой стратегии на разных этапах жизненного цикла товара…………………………………………………………………..116

 

Глава 8. Контрактные цены…………………………………………………122

§ 1. Цена контракта………………………………………………………..122

§ 2. Учет условий поставки при определении цены контракта………...123

§ 3. Способы фиксации цены в контракте……………………………….124

§ 4. Ценовые скидки……………………………………………………….126

Глава 9. Вертикальная структура цены…………………………………...129

§ 1. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота (стадии вертикальной продуктовой цепочки)…………………………………….129

§ 2. Понятие и элементы вертикальной структуры цены……………….130

§ 3. Наценки оптовой и розничной торговли…………………………….134

§ 4. Налоги в цене товара………………………………………………….135

Глава 10. Государственное регулирование цен…………………………...140

§ 1. Цели и задачи государственного регулирования цен………………140

§ 2. Формы и методы государственного воздействия на цены…………144

§ 3. Последствия установления фиксированных цен……………………149

§ 4. Воздействие потоварного налога и потоварной дотации

на рыночную цену…………………………………………………….150

 

Библиографический список…………………………………………………155