Тема 15. Профессиональный стресс.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Информационный стресс возникает тогда, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей в связи с информационными перегрузками (неопределенность, недостаток или избыток информации) и не успевает принять важного решения.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности переживания унижения, вины, обиды, гнева, при конфликтных отношениях с начальством, подчиненными и коллегами.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами профессионального общения, которые проявляются в повышенной раздражительности, неумении защищаться от коммуникативной агрессии, неспособности формулировать отказ, защиту от манипулирования.

Динамика профессионального стресса

1. Нарастание напряжения, которое внешне проявляется в исчезновении психологического контакта в профессиональном и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, ослабевает самоконтроль.

2. Происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля, чувствует опустошенность и усталость.

3. Происходит возвращение в прежнее состояние, часто сопровождающееся чувством вины.

У каждого работника свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, который характеризуется частотой и формой проявления стрессовых реакций. Стрессовый сценарий характеризуется:

· частотой и формой поведения и общения;

· направленностью агрессии (на самого себя, на окружающих);

· «запускается» автоматически;

Регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса можно, овладев психотехникой личной саморегуляции.

Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

1. Знайте свои сильные и слабые стороны, научитесь фиксировать в сознании состояния и настроение в первой стадии стресса.

2. Необходимо искать способы остановки самого себя: сделать паузу в общении с сотрудниками, выйти из комнаты, переместиться в другую часть помещения.

3. Перевести свою энергию в другую форму деятельности, что даст возможность снять напряжение: заварить чай, поговорить с симпатичным сотрудником, опустить ладони в холодную воду и др.

4. Каждый день выделять время на занятия, приносящие удовлетворение и радость.

 

3. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Занятие 1. Введение в предмет ЭиППД.

 

1. Предмет, задачи, основные категории ЭиППД.

2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.

3. Понятие личности.

4. Структура личности.

 

Занятие 2. Общие представления о психике.

 

1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?

2. Специфические свойства и характеристики психики.

3. Функции психики.

4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.

 

Занятие 3. Структура психических явлений.

 

1. Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.

2. Какие психические процессы изучает психология?

3. Какие психические состояния изучает психология?

4. Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.

 

Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.

1. Исследование непосредственной произвольной памяти.

2. Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.

 

Занятие 4. Общение и межличностные отношения.

1. Определение общения, модели общения.

2. Общение как коммуникация.

3. Общение как восприятие и понимание.

4. Общение как взаимодействие.

 

Занятие 5. Общение и межличностные отношения.

Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:

· упражнение «Интервью»;

· упражнение «Метафора»;

· упражнение «Качества, важнейшие для общения».

 

Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):

· упражнение «Что в имени твоем»…;

· упражнение «Комплимент»;

· упражнение «Как просить, чтобы не отказали».

Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.

Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:

· упражнение «Передача текста по цепочке»;

· упражнение «Подарок»;

· упражнение «Наводка».

 

Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

 

Деловая игра «Переговоры»

 

Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.

1. Социально-психологические особенности рабочей группы.

2. Профессиональная зрелость рабочей группы.

3. Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.

4. Типы взаимоотношений в коллективе.

5. Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).

Литература:

1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

 

1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:

· упражнение «Предметные позиции»;

· упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».

2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.

Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.

1. Роль руководителя в становлении коллектива.

2. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

3. Стили руководства.

4. Основные функции руководящей деятельности.

 

Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.

1. Мораль, ее функции.

2. Этика – учение о морали.

3. Основные категории этики.

4. Деловой этикет.

 

Литература:

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

5. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003 стр. 62-71).

 

Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

1. Золотое правило этики общения.

2. Этика делового общения «сверху-вниз».

3. Этика делового общения «снизу-вверх».

4. Этика делового общения «по горизонтали».

5. Этика телефонного общения.

5. Этика деловой переписки.

Литература:

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.

 

Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.

3. Понятие о профессиональном стрессе.

4. Динамика профессионального стресса.

5. Стрессовые сценарии.

6. Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.

7. Деньги и профессиональный стресс.