Тема 15. Профессиональный стресс.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.
Разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.
Информационный стресс возникает тогда, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей в связи с информационными перегрузками (неопределенность, недостаток или избыток информации) и не успевает принять важного решения.
Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности переживания унижения, вины, обиды, гнева, при конфликтных отношениях с начальством, подчиненными и коллегами.
Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами профессионального общения, которые проявляются в повышенной раздражительности, неумении защищаться от коммуникативной агрессии, неспособности формулировать отказ, защиту от манипулирования.
Динамика профессионального стресса
1. Нарастание напряжения, которое внешне проявляется в исчезновении психологического контакта в профессиональном и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, ослабевает самоконтроль.
2. Происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля, чувствует опустошенность и усталость.
3. Происходит возвращение в прежнее состояние, часто сопровождающееся чувством вины.
У каждого работника свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, который характеризуется частотой и формой проявления стрессовых реакций. Стрессовый сценарий характеризуется:
· частотой и формой поведения и общения;
· направленностью агрессии (на самого себя, на окружающих);
· «запускается» автоматически;
Регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса можно, овладев психотехникой личной саморегуляции.
Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.
1. Знайте свои сильные и слабые стороны, научитесь фиксировать в сознании состояния и настроение в первой стадии стресса.
2. Необходимо искать способы остановки самого себя: сделать паузу в общении с сотрудниками, выйти из комнаты, переместиться в другую часть помещения.
3. Перевести свою энергию в другую форму деятельности, что даст возможность снять напряжение: заварить чай, поговорить с симпатичным сотрудником, опустить ладони в холодную воду и др.
4. Каждый день выделять время на занятия, приносящие удовлетворение и радость.
3. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие 1. Введение в предмет ЭиППД.
1. Предмет, задачи, основные категории ЭиППД.
2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.
3. Понятие личности.
4. Структура личности.
Занятие 2. Общие представления о психике.
1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?
2. Специфические свойства и характеристики психики.
3. Функции психики.
4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.
Занятие 3. Структура психических явлений.
1. Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.
2. Какие психические процессы изучает психология?
3. Какие психические состояния изучает психология?
4. Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.
Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.
1. Исследование непосредственной произвольной памяти.
2. Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.
Занятие 4. Общение и межличностные отношения.
1. Определение общения, модели общения.
2. Общение как коммуникация.
3. Общение как восприятие и понимание.
4. Общение как взаимодействие.
Занятие 5. Общение и межличностные отношения.
Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:
· упражнение «Интервью»;
· упражнение «Метафора»;
· упражнение «Качества, важнейшие для общения».
Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.
Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):
· упражнение «Что в имени твоем»…;
· упражнение «Комплимент»;
· упражнение «Как просить, чтобы не отказали».
Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.
Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:
· упражнение «Передача текста по цепочке»;
· упражнение «Подарок»;
· упражнение «Наводка».
Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.
Деловая игра «Переговоры»
Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.
1. Социально-психологические особенности рабочей группы.
2. Профессиональная зрелость рабочей группы.
3. Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.
4. Типы взаимоотношений в коллективе.
5. Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).
Литература:
1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.
2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.
1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:
· упражнение «Предметные позиции»;
· упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».
2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.
Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.
1. Роль руководителя в становлении коллектива.
2. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
3. Стили руководства.
4. Основные функции руководящей деятельности.
Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.
1. Мораль, ее функции.
2. Этика – учение о морали.
3. Основные категории этики.
4. Деловой этикет.
Литература:
3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
5. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003 стр. 62-71).
Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.
1. Золотое правило этики общения.
2. Этика делового общения «сверху-вниз».
3. Этика делового общения «снизу-вверх».
4. Этика делового общения «по горизонтали».
5. Этика телефонного общения.
5. Этика деловой переписки.
Литература:
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.
Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.
3. Понятие о профессиональном стрессе.
4. Динамика профессионального стресса.
5. Стрессовые сценарии.
6. Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.
7. Деньги и профессиональный стресс.