Вопрос 54. Информационно-коммуникационные системы понятие, типология, особенности.

Понятие «информационно-коммуникационная система» применимо к различным формам отправления власти и государственного управления. Отдельные ИКС могут складываться в сфере принятия государственных решений, процессе формирования государственной политики или же в ходе проведения избирательной кампании, урегулирования политических кризисов и т.д. При этом для каждой ИКС формируется (складывается) соответствующая база данных, формулируются свои критерии оценки достоверности и полноты информации, необходимой для решения тех или иных задач, определяются формы контактов и структура общения акторов (например, как должны обмениваться информацией федеральные и региональные органы власти), в рамках которых осуществляется производство политических символов и значений и т.д.

Наиболее существенным признаком ИКС является институциональный характер информационных обменов. Именно специфические для установленных контактов институты определяют способы передачи информации, каналы коммуникации и другие смежные с ними процессы. Это касается целевых аудиторий, введения и поддержания норм взаимоотношений коммуникатора и реципиента. Например, в публичной сфере СМИ и государство связаны определенными формами взаимного контроля, ответственности. Институциональный характер информационных обменов дает возможность применять и определенные критерии для оценки эффективности деятельности ИКС. Так, одним из важнейших показателей продуктивности действий государства в информационной сфере служит деятельность его управленческих структур, регулирующих отношения со СМИ.

Типология ИКС

Многообразие ИКС — не только показатель богатства политико-информационного пространства, оно демонстрирует гибкость политической системы, способность целенаправленного применения власти в той или иной области общественной жизни. Основанием типологизации ИКС могут быть самые разные ресурсы. Например:

■с точки зрения функциональной нагрузки выделяются ИКС

в области государственного управления, политического участия, осуществления деятельности партий, групп интересов и т.д.;

■классификация по отраслевому принципу различает ИКС, обеспечивающие осуществление государственной политики в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, военной сферы и пр.;

■с точки зрения организации информационных обменов можно говорить о макроИКС (характеризующей деятельность политической системы в целом), мезоИКС (отображающей особенности функционирования региональной власти) и микро-ИКС (межличностной);

■в историческом плане различаются ИКС того или иного временного периода;

■с точки зрения конкретных агентов политики можно выделять партийные, государственные и иные, связанные с деятельностью конкретного актора, аналогичные ИКС.

Каждый тип ИКС дает возможность понять наиболее существенные причины, факторы и способы общения политических игроков в сфере конкуренции за власть. Так, анализ микро ИКС позволяет увидеть, что характер коммуникаций между политическими лидерами связан с наличием таких механизмов их поддержания, как беседа или ритуальное общение

Особенности развития коммуникаций можно выявить, анализируя исторические типы ИКС. Этот тип анализа демонстрирует изменения в способах и институтах передачи информации.

Если выявить ИКС, характеризующие базовые способы коммуникации того или иного актора, то станет ясно, насколько он может реализовать свои возможности в информационном пространстве. Например, современным партийным ИКС стало исключительно сложно сохранять информационные позиции. Особенности государственной ИКС

Еще более многогранно содержание ИКС современного государства. Формально ее функционирование предполагает информационное взаимодействие институтов исполнительной, законодательной и судебной властей, органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней. С содержательной точки зрения государственная ИКС характеризует отношения власти со СМИ, другими государствами, формирование новостной политики, характер информационных обменов внутри своих структур и т.д. И вся эта совокупность сложных информационных процессов подчинена выполнению государством своих базовых задач по принятию политических решений. Именно этот масштабный политико-административный процесс разработки и реализации обще коллективных целей концентрирует информационные усилия государства, придает им глубинный общественный смысл. В этом смысле все органы государства представляют собой структуры, задача которых состоит в получении, обработке и передаче определенной информации для выработки и реализации конкретных целей.

Поскольку государственная ИКС как система информационного обеспечения принятия политических решений предполагает отбор информации, способной уточнить национальные интересы и приоритеты страны, отображение связанных с их реализацией проблем, согласование и формулирование конкретных целей, а также реализацию последних в виде определенных практик в информационном пространстве. Государственная ИКС показывает, что информационное обеспечение выработки и реализации политических решений этого института выражается либо в конкретных информационных акциях государства (сознательно спланированных или носящих характер стихийного ответа на форс-мажорные обстоятельства), либо разнообразных интеракциях. К последнему типу действий могут быть отнесены государственная информационная политика и информационные кампании.

В государственной ИКС информационные потоки носят как идеологический, так и неидеологический характер. Передаваемые государством сообщения могут предполагать установление коммуникации на основании доктринально заданных сообщений (транслирующих, к примеру, сообщения, содержащие изначально позитивное отношение к ценностям капитализма или социализма и т.д.) либо, напротив, сохраняющих нейтралитет по отношению к тем или иным идейным конструкциям и целям. В то же время распространяемая государством информация может носить и сугубо рыночный характер, т.е. функционировать как продукт, распространённые и потребление которого другими политическими акторами ограниченно.

Наличие того или иного типа информационной активности государства определяет, какими методами и способами поддержания коммуникаций будут пользоваться соответствующие властные структуры. Так, идеологические дискурсы государства, как правило, в решающей степени связаны с пропагандистскими формами распространения знаний, а рыночные — с рекламными и иными способами поддержания общения.

Государственная ИКС обладает и ярко выраженным институциональным характером, ее информационные потоки жестко связаны с функциональным назначением отдельных организационных структур. Институты, представляющие каждую ветвь власти, распространяют информацию и вступают в контакты не с любыми, а с функционально необходимыми политическими контрагентами. Например, пиар-отделы взаимодействуют не с отдельными гражданами, а с представителями СМИ. При этом информационные потоки носят как вертикальный, так и горизонтальный характер.

В настоящее время динамика данной ИКС существенно снизилась, что обусловлено развитием процессов глобализации и эволюцией государства как специфической формы организации совместной жизнедеятельности людей. В результате начинают совмещаться, не имея порой соответствующей институциональной опоры, цент-реализовано-иерархические и сетевые формы передачи информации. Это сегментирует государственную ИКС, создавая такую комбинаторику политических коммуникаций, которая не всегда соответствует реальному соотношению сил, идеологическому спектру и другим базовым основаниям политической системы.

Международная информационно-коммуникационная система

Свои отличительные особенности имеет и международная ИКС, характерная для тех институтов, каналов и механизмов информационных обменов, которые обеспечивают устойчивые контакты между различными акторами мировой политики. Особую сложность ей придает то, что в качестве последних могут выступать не только национальные государства, но и их объединения, а также различные организации, корпорации и даже отдельные индивиды.

Наиболее характерной чертой международной ИКС является наличие разнородных информационных потоков. С одной стороны, в рамках отдельных регионов мира, государств в силу социокультурных предпочтений живущих там людей, а подчас и чисто технических условий складываются собственные приоритеты в потреблении информации. Это ведет к диверсификации информационного поля. С другой стороны, благодаря транснациональному характеру информационных процессов, не имеющих локальных ограничений и связывающих различные территории, народы и государства, складывается как бы основной, глобальный поток информации. Его ресурсное и техническое обеспечение осуществляется в основном крупнейшими информационными транснациональными корпорациями (ТНК), распространяющими сведения о состоянии мировых финансовых рынков, продаже конкретных потребительских марок,

Современные принципы организации и направления развития международной ИКС

Отличительной чертой современной международной ИКС является поддержка международными организациями и демократическими государствами определенных принципов формирования инфопотоков. К ним можно отнести:

■стремление к расширению информационных возможностей граждан, их доступа к различным инфосистемам;

■поддержание конкуренции в информационной сфере;

■соблюдение гарантий равных прав для зарубежных и отечественных (индивидуальных и корпоративных) СМИ и других акторов на информационном рынке;

■признание и поддержку культурных отличий и традиций различных аудиторий;

■помощь менее развитым странам в развитии информационной индустрии, включение в мировые информационные процессы;

■качественное расширение возможностей использования современных информационных технологий в различных областях социальной сферы (и прежде всего в образовании и здравоохранении);

■совершенствование правовых и технических способов защиты личной тайны в информационной сфере;

■постоянное совершенствование технических каналов связи и их совместимости;

■приведение национального законодательства в информационной сфере в соответствие со стандартами и принципами

демократии;

■разработка и введение в практику этических кодексов журналистики.

 

Вопрос 55. Особенности пропагандистских информационных технологий.

Как и любые другие способы орга­низации политического дискурса, пропаганда использует разнообраз­ные приемы информационного воз­действия. В ее арсенале присутствуют как некие общие процедуры, так и те, что характерны только для данного типа немаркетинго­вого информирования. Причинами универсализации ряда инфор­мационных технологий выступают, к примеру, необходимость ис­пользования технических средств распространения информации (от гусиного пера до компьютера), единая (политическая) среда распространения сведений или же по преимуществу базовая струк­тура сообщения (включающая в себя основную часть, которую и необходимо донести до реципиента, а также дополнительную, формирующуюся в связи со способами донесения основной ин­формации, т.е. своеобразной упаковкой). Все информационные тех­нологии нацелены на активизацию включенности реципиента в информационный обмен, апеллируют к устоявшимся стереоти­пам и нормам, стремятся переструктурировать идеи и установки объекта информационного воздействия в свою пользу, наладить известный контроль за позитивными и негативными стимулами информирования и т.д.

По этим и другим аналогичным причинам в пропаганде неред­ко применяются те же информационные методы, что и в полити­ческой рекламе, и в системе информирования типа пиара: исполь­зование журналистских комментариев при освещении выступления политика, или сопровождение такого выступления видеорядом, или же, напротив, отказ от оценки событий и т.п. Такого рода приемы определенным образом влияют на восприятие выступающего, выс­тавляют его в выгодном или неприглядном свете и тем самым созда­ют известный дисбаланс в освещении политики того или иного направления. Однако в этом нет ничего противоестественного для политической сферы, которая, как известно, представляет собой конкурентную социальную среду.

Довольно универсальна и структура этих противоположных способов коммуникации, в основе которой — формировавшиеся веками эффективные методы убеждения. Поэтому к различным типам налаживания коммуникации применима и так называемая формула stasm8, предполагающая организацию воздействия на ре­ципиента на основе определения источника информирования (sours) (подлинного или сфабрикованного), времени подачи ин­формации {time), аудитории {audience), предмета сообщения {subject), а также миссии {mission), характеризующей связь информа­ции с планами и стратегией субъекта.

Однако наряду с этими универсаль­ными чертами информационных методик, применяемых в сфере по­литики, у пропаганды есть и собственные, только ей присущие техники коммуникации, заданные ее социальными функциями. Это обусловливает повсеместное рас­пространение техник внедрения идей в сознание, в том числе и тех, которые ориентированы на принуждение, сосредоточены на односторонней аргументации.

Однако следует учесть, что настойчивая и повсеместная про­паганда не означает использования примитивных, «топорных» ме­тодов информирования. Скорее напротив. Для пропаганды, решаю­щей задачу реального, а не показного контроля над сознанием граж­дан, характерны высокая избирательность коммуникационного влияния, стремление учитывать возрастные, демографические, социальные и иные параметры аудитории, ее осведомленность о предмете, понимание конкретного состояния «противника» (на­пример, когда «мишень» пропагандистской атаки уделяет мало внимания обработке информации) и т.д.

Из широкого арсенала стимулов восприятия людьми инфор­мации пропагандистские методики выбирают прежде всего довери­тельное отношение человека к ее получению. Одновременно наряду с подобными тонкими методами пропагандисты используют и бо­лее простые: например, ищут предмет слепой приверженности лю­дей, а затем играют на этом фанатизме.

Еще одна общая отличительная черта пропагандистских техно­логий — устойчивость на политическом рынке. Это во многом объяс­няет, почему пропагандисты с таким упорством отстаивают соб­ственные позиции и довольно часто применяют агрессивные при­емы коммуникации. Заложенные в пропаганде идеи просто так никогда не «уходят» из дискурса и, даже подвергаясь ожесточен­ным атакам, используют любую возможность, чтобы сохранить свое информационное присутствие.

Деятельность пропагандистов направлена на подрыв способ­ности оппонента выдвигать контраргументы, перехватывать ини­циативу. Обобщенно все техники противодействия пропаганде мож­но охарактеризовать как контрпропаганду. В ее рамках нередко ис­пользуется цензурирование информации, а место обсуждаемых идей заменяют личные нападки на оппонента, имеющие целью спро­воцировать у него «чувство вины» за свои действия, и другие тех­нологии.

Среди множества используемых приемов налаживания такого типа коммуникаций назовем, на­пример, диверсию внимания — технологию сосредоточения вни­мания общественности на малозначимых событиях, чтобы засло­нить невыгодные пропагандистам политические события. Весьма характерна для пропагандистских приемов и техника, условно на­зываемая повозкой с оркестром. Применение такого рода приемов направлено на то, чтобы заставить отдельного человека (или груп­пу людей) присоединиться к распространяемой точке зрения, по­ступить «как все», без колебаний выступить «единым фронтом», не остаться «белой вороной». Но поскольку даже при усиленной пропаганде сделать это затруднительно, то, как правило, такие технологии часто лишь создают видимость всеобщего «единения», «одобрения», «участия». Однако при тоталитарных режимах это был едва ли не основной прием налаживания массовой коммуникации. Как провозглашал Гитлер, идеалом его государства должен стать лозунг: «Один рейх, один фюрер, один народ».

Весьма характерны для пропаганды и методы фрагментации и вала информации («белого шума»). Речь идет о таких способах ин­формирования, когда либо весь информационный поток предель­но сегментируется, дробится на ряд сведений, не имеющих внут­ренней связи, либо, напротив, информация подается без коммен­тариев специалистов, что называется, единым (необработанным и в результате столь же малосвязанным) потоком, в котором при всей видимости «информирования» человек не может отделить су­щественное от несущественного, уловить суть происходящего. В ко­нечном счете он утрачивает ориентацию в политическом простран­стве, становясь заложником «информаторов».

Значительный манипулятивный потенциал заложен и в при­еме ложных аналогий, представляющем собой способ проекции (путем внешних сравнений) на субъекта (в основном оппонента) негативных намерений или действий, которые он не совершал. По сути, это форма закамуфлированного обвинения субъекта в гипо­тетических преступлениях, для которых якобы имеются все осно­вания. (Здесь уместно вспомнить Высоцкого: «нашего соседа заби­рают, потому что он на Берию похож».)

В информационном пространстве постоянно присутствует и так называемый объективный подход, т.е. пристрастный подбор и ком­ментирование фактов (в том числе и за счет включения посторон­них, не относящихся к делу сведений и даже сознательной фабри­кации событий), направленных на то, чтобы сформировать некую «очевидную» для общественного мнения социальную тенденцию или же политическую линию поведения субъекта.

Очень близка к этому методу техника набора аналогий — со­знательное конструирование фактов, сопровождающееся подбо­ром соответствующих ярких метафор, способных запрограммиро­вать отношение человека к определенному объекту.

Различные приемы семантического манипулирования, т.е. мно­гозначного толкования явлений, задающих противоречивые смыс­лы, характерны для пропаганды. Их задача — ввести в политичес­кий дискурс такие термины и номинации, которые закрепляли бы в обыденном словаре (и сознании) человека искусственно за­данные смыслы и акценты в трактовке событий. В целях более проч­ного усвоения этих смыслов используются характерные для ауди­тории сленг и жаргон, просторечия, метафоры и гиперболы, иди­омы и т.д. Например, человек, собирающий сведения за границей в пользу нашей страны, объявляется «разведчиком», а в пользу другой стороны — «шпионом».

В качестве наиболее важной пропагандистской технологии ре­жим применяет различные способы ограничения оборота инфор­мации: от законов до цензурирования сведений, выходящих на политический рынок. Этому политическому актору присущи и осо­бые формы ведения пропаганды: например, распространение пра­вительственных клипов, изготовление фильмов с «разоблачени­ем» противников, организация политических дебатов и конферен­ций зрителей, использование административного ресурса при формировании политического дискурса и т.д.

Особым, а по мнению некоторых исследователей, и наиболее показательным для пропаганды спосо­бом информирования считается манипулирование — форма управ­ления мышлением и поведением реципиента, противостоящая его самостоятельному выбору и ведущая к его неосознанному или малоосознанному подчинению коммуникатору. При таком способе общения когнитивные образы, заранее заданные коммуникатором, превалируют над самостоятельной оценкой и диагностикой реци­пиентом ситуации, что в дальнейшем сказывается и на его дей­ствиях.

Чаще всего к дезинформации прибегают во время принятия каких-то важных решений, причем обычно используют источник, вызывающий у реципиента доверие. Столь же тщательно выбирают наиболее удобный момент. Как правило, при запуске «дезы» стро­ится длинная цепь информационных посредников, чтобы комму­никатор мог «замести следы». Для большей достоверности пользу­ются технологиями распространения слухов, «слива», «утечек» или передачи информации из «конфиденциальных источников».

Стремясь овладеть сознанием людей, пропаганда нередко пре­вышает психические возможности человека рационально воспри­нимать информацию. В частности, применяются методики донесе­ния информации, в основе которых лежат технологии, позволяю­щие влиять на подсознание человека, подкорковые механизмы его мышления, т.е. действия пропагандистов направляются в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Такой переход от тех­ник убеждения к техникам внушения называется методом индокт-ринации.

Манипулятивные методики пропаганды часто сочетаются с постоянной игрой на предрассудках и заблуждениях человека, а также использованием устрашения (угроз, наказаний, санкций). Это не просто антигуманная, но и антипросветительская методи­ка, сужающая возможности человека в понимании мира политики. Используя манипулятивные техники, пропагандисты нередко от­казываются от морально-этических стандартов политической игры, дегуманизируют образы жертв политического противоборства, раз­рушают у людей представления об общей судьбе народов, мира. Пропагандистское манипулирование создает у населения иллю­зию исполнения самых несбыточных надежд, потворствует завы­шенным ожиданиям людей. Затем авторы подобных проектов ци­нично используют простодушно настроенных граждан.

К манипулятивным технологиям относятся такие техники, как личные свидетельства (т.е. привлечение для доказательства своих подходов оценок человека с улицы, лидера или специалиста, чей образ и авторитет представляет наиболее приемлемую «упаковку» для соответствующей идеи), различные способы «героизации дейст­вительности» (заставляющие людей повторять чьи-то «подвиги»), логические «ловушки», которые искусственно создают некие проти­воречия в оценке ситуации, а затем предлагают человеку «единствен­ный выход» из ситуации.

 


 

Вопрос 56 Типы пропаганды.

В ходе многовекового развития пропагандистских форм политической коммуникации сложился целый ряд их разнообразных типов. В современной теории чаще всего выделяются следующие:

· пропаганда действием (предполагающая использование различных видов устрашения реципиента, а также болезненно воспринимаемой аудиторией тематики, например, воспоминаний о поражениях в войнах или политических баталиях);

· идейная пропаганда (распространение определенных систем ценностей, целей, «национальных идей» и иных представлений, направленных на интеграцию социума в целом или же отдельных политических групп или сообществ);

· положительная пропаганда, несущая и распространяющая позитивные и конструктивные идеи для всего общества;

· негативная пропаганда, распространяющая пристрастные идеи и заведомо причиняющие ущерб (психологический и иной) тем или иным слоям населения;

· социологическая пропаганда (использование элементов повседневной предметной среды для создания нередко неосознаваемых идеологических или политических предпоч-тений людей);

· пропаганда средствами искусства (пытающаяся создать сис-тему субъективных привязанностей, внутренней привержен-ности, идейной приобщенности людей к тем или иным док-тринам, концепциям или целям при помощи средств мону-ментальной архитектуры, живописи, графики, плаката и даже музыки);

· ретиальная (массовая) пропаганда (рассчитанная на взаи-модействие с массовым объектом, широкой социальной аудиторией и предполагающая использование особых структур, институтов и механизмов распространения информации: СМИ, специальных ведомств и т.д.); аксиальная пропаганда (работа с узкой, специально отобранной частью населения);

· прямая (явная) пропаганда (использование публичных заявлений, призывов, открыто звучащая критика в адрес оппонентов, самореклама и т.д.);

· неявная пропаганда (косвенное воздействие на аудиторию, технология задействования различных подтекстов, иносказаний, скрытых намеков и др.);

· официальная пропаганда (технологии, сопровождающие официально заявленные государством или партией цели);

· неофициальная пропаганда (использование информационных технологий, обеспечивающих продвижение на политическом рынке негласно сформулированных партийным или государственным руководством задач и целей и характери-зующихся по этой причине более конфиденциальным ха-рактером);

· «белая» пропаганда, которая ведется от имени действующего актора при раскрытии источников и форм распространения информации;

· «серая» пропаганда (сокрытие источника информации и использование информационных технологий, функционирующих на грани общественных приличий и расценивающихся обществом как малодостойные);

· «черная» пропаганда (использование технологий и методик фальсификации и дезинформации, нарушающих морально-этические, а временами и правовые нормы данного общества);

· научная пропаганда (ведущаяся на основе научных доктрин и концепций с применением вытекающих из их содержания выводов и рекомендаций).

Характер исполнения обозначенных функций зависит как от внешних условий, так и от особенностей действующего субъекта пропаганды. В определенных странах или в соответствующие политические периоды ряд функций пропаганды может вообще не осуществляться (например, «черная» пропаганда в развитых демократических государствах в период между выборами). В то же время в ряде обществ могут складываться и некие частные функции про-паганды (например, сугубо просветительские). По мере развития политики, и особенно формирования медиакратической системы власти, функции пропаганды существенно видоизменяются.

Вопрос 57.Функции смеховой коммуникации.

Когнитивная функция. Предполагает уточнение или выявление дополнительного смысла политических сообщений.

Функция политической социализации. Раскрывает возможности индивида через юмористические оценки отдельных явлений постигать мир политики, формировать собственные оценки и прогнозы развития событий, совершенствовать свои политические качества и свойства.

Функция идентификации демонстрирует возникновение в политике кратковременных неформальных объединений (т.е. людей, объединенных единой юмористической оценкой событий, или групп одинаково смеющихся людей) в политическом пространстве. Эти не совпадающие с другими политические общности помогают гражданам уточнять свои позиции и интерес. Одновременно с составной частью процесса обретения идентичности является и осознание гражданами политико-идеологической дифференциации общества, т.е. его разделения на «своих» и «чужих».

Функция сближения властных уровней. Предполагает размывание границ между правящим классом и рядовыми гражданами, верхами и низами, государством и обществом. В этом смысле смех выступает как своеобразная реакция на диспропорции общественного положения властвующих и подвластных. Способствует усилению единства общества, укреплению его внутренней солидарности.

Функция интеграции-дезинтеграции общества. Ситуация, когда юмор становится препятствием для налаживания коммуникации.

Критическая функция.Функция смеховой коммуникации по отношению к власти с целью критики.

В политико-информационном пространстве выделяется и освобождающая функция смеха. Он придает людям дополнительную жизненную энергию, духовный заряд, социальную энергетику, позволяющие ощутить всю полноту существования. Наряду с этим смех несет освобождение и конкретным проблемам общественной жизни, которые, став предметом народных анектодов и шуток, превращаются в вопросы для обсуждения в обществе. И потому они претендуют на легализацию, официальное признание, включение в повестку дня.

Юмор и шутка помогают людям расслабиться, снять психическую напряженность, включают естественные для организма механизмы самозащиты от стресса. Это свойство юмора органично связано с присутствующими в нем элементами развлечения. Все сказанное позволяет выделить релаксирующую функцию юмора и смеховой коммуникации.

 

Вопрос 58 Природа и место смеховой коммуникации в информационном пространстве.

В информационном пространстве политики наряду с маркетинговыми и немаркетинговыми способами организации дискурса существуют и такие, которые включают в себя разные методы поддержания коммуникации. К подобным синтетическим (смешанным) способам организации информационного взаимодействия относится смеховая коммуникация.

Ее природа связана с проявлением комического содержания политического текста, которое служит основанием для контактов между людьми. Комическое же является показателем некоего внутреннего несоответствия в обсуждаемом (отображаемом) явлении. Это может быть несоответствие формы и содержания (толстый человек говорит тонким голосом), противоречие функции (задачи) и роли (ее осуществления). К примеру, официальное лицо совершает несвойственные его статусу действия. Комическое провоцирует юмористическую реакцию потребителя информации, что вызывает его смех, улыбку и иные аналогичные реакции, которые и делают возможной особую, смеховую форму контактов политических акторов в пространстве власти.

Немаркетинговые свойства такого типа коммуникации обусловлены тем, что комическое представляет собой внутренний компонент любых политических текстов и тем самым выражает их потенциальную способность провоцировать юмористическую реакцию потребителей информации

Смех привносит в политику игровой момент, некую несерьезность, позволяющую человеку даже в драматические моменты сохранять оптимизм, понимать условность любых «судьбоносных решений». Профессионалам-политикам смех и юмор помогают сохранять человечность и жизнелюбие.

Таким образом, органичность смеховой реакции в социальном и политическом пространствах демонстрирует немаркетинговые особенности смеховой коммуникации. Они связаны с тем, что политические тексты неизбежно являются носителем комического, а юмор выступает в качестве особой, внутренне принадлежащей реципиенту технологии осмысления информации, диагностики и постоянной ревизии сообщений.

Можно даже сказать, что юмор — это специфический способ освоения человеком мира политики, составная часть политической социализации личности. Благодаря этому смеховая коммуникация в политике возникает постоянно, превращаясь в элемент повседневности, неискоренимое свойство политических взаимоотношений людей и самой сферы власти. Поскольку человек политический имеет возможность юмористического прочтения любой информации, смеховая коммуникация выступает как неизменная составляющая политической сферы. Шутка и юмор способны выполнять те же функции политической оценки, анализа и прогноза, что и теоретические формы политической рефлексии. Смеховая коммуникация может весьма эффективно создавать имиджи политических деятелей, а также решать иные универсальные задачи в сфере политики.

Как некая самостоятельная форма отношения к миру смеховая коммуникация способствует формированию в политическом пространстве особого, параллельного квазимира, с собственными нормами, персонажами, виртуальными имиджами. А в ряде случаев смеховая стихия выступает даже некой формой дознакового освоения человеком пространства политики.

Однако зададимся вопросом: возможны ли ситуации или отдельные политические послания, которые не могут быть подвергнуты осмеянию? Ведь юмористической оценке подвергаются порой и символы государства, и нормы господствующей идеологии и морали, и личные качества политиков, и физические недостатки вождей, их поступки. Люди шутят о таких вещах, которые кому-то представляются святыми. Конечно, общество и государство пытаются некоторым образом ограничить распространение такого поверхностного отношения к важнейшим для них явлениям.

Шутки живут даже в критических и трагических ситуациях, даже когда создается угроза жизни человека. Например, на фронте существовало множество анекдотов про «смерть-старушку», про солдата, по глупости подставившегося под пулю, и т.д. Одним словом, юмору, осмеянию подвержены все политические акты и процессы, без каких-либо ограничений.

И все же можно говорить, что у политического юмора есть и определенные границы. Правда, это касается не тематики и не самого предмета, а скорее ситуации возникновения смеховой коммуникации. Так, если у человека парализованы сознание и воля или он испытывает страх, не дающий возможности думать ни о чем другом, кроме выживания, безопасности, сохранения жизни, тогда смеховая реакция невозможна. Поэтому, к примеру, на фронте анекдоты появляются только после того, как люди привыкают к новой ситуации. Не случайно специалисты говорят о феномене отложенного смеха, когда то, над чем боялись смеяться вчера, сегодня уже не ограничивает проявление юмора.