Нерешительный
Покупатель, который никак не может определиться с выбором и решиться на покупку.
Общая характеристика:
ü застенчивый;
ü сомневающийся;
ü беспокойный;
ü подозрительный;
ü часто чем-то напуганный;
ü недоверчивый.
Манера поведения покупателя:
· испытывает трудности в принятии окончательного решения;
· слишком озабочен соблюдением правил;
· высказывает обещания на будущее сотрудничество;
· ищет недостатки в препарате;
· задает слишком много вопросов.
Рекомендации провизору (фармацевту) в данной ситуации:
¨ осветите подробнее преимущества и выгоду, которые посетитель аптеки получит, купив данный препарат;
¨ укажите, какие неудобства он будет испытывать, если не приобретет товар в настоящий момент;
¨ будьте тверды и настойчивы;
¨ проявите терпение;
¨ еще раз попробуйте прояснить для себя суть возражений потенциального покупателя.
Дайте мне лекарство от хандры...
Вы не поверите, но у нас есть даже такое лекарство...
Неужели вы сможете помочь мне поднять настроение? Все из рук валится.
Смогу и очень быстро. Это гарантирует российская фармацевтическая компания "Отечественные лекарства", разработавшая предназначенный для наших соотечественников витаминно-минеральный комплекс Био-Макс, призванный улучшать самочувствие и настроение россиян.
Даже не знаю, что делать. Вроде бы надо его купить, но я не уверена. Наверное, я подумаю и приду в следующий раз.
О чем вы хотели бы подумать? Весна на дворе, каждый день дорог! Био-Макс - это именно то, что вам нужно. Он содержит ровно столько витаминов и минералов и в тех количествах, которые обеспечивают 100% суточной потребности с учетом веществ, поступающих в организм с пищей. Этот витаминно-минеральный комплекс поможет вам очень скоро почувствовать себя энергичной и бодрой. Зачем откладывать покупку на будущее и мучиться, когда вы можете прямо сейчас помочь себе? Это ваше здоровье и вам необходимо заботиться о нем. Инвестиции в здоровье - это лучшее, что человек может сделать для себя.
Да, действительно. Что думать? Просто надо купить, как трудно принять решение, особенно, если это касается здоровья.
5) Некоммуникабельный
Покупатель, который не реагирует на ваши вопросы и попытки завязать общение.
Общая характеристика:
ü необщителен;
ü не идет на контакт;
ü замкнут;
ü озабочен;
ü не эмоционален.
Манера поведения покупателя:
· хороший слушатель;
· не любит отвечать на вопросы;
· отвечает вопросом на вопрос;
· очень критичен;
· не возражает.
Рекомендации провизору (фармацевту) в данной ситуации:
¨ задавайте закрытые вопросы;
¨ используйте паузу, чтобы побудить покупателя дать ответ;
¨ представьте товар как можно подробнее и убедительнее;
¨ форсируйте продажу;
¨ будьте терпеливы и внимательны;
¨ сохраняйте дружелюбие.
Добрый день! Чем я могу вам помочь?
Даже не знаю, что конкретно мне нужно.
Вы хотите купить для себя, родственников или друзей?
(после паузы): "Да, в общем, для мамы".
Что беспокоит вашу маму7 Она просила вас приобрести какой-то конкретный препарат?
(после паузы): "Трудно сейчас вспомнить".
Давайте попробуем вспомнить вместе. Что вы покупали для нее в прошлый раз?
По-моему, витамины с названием, как на пакете с молоком...
Это замечательный отечественный витаминно-минеральный комплекс. Запомните, он называется Био-Макс. Пожалуйста, у нас он есть. Пусть он принесет максимум жизни, энергии и здоровья и вам и вашей маме.
6) Противный спорщик
Покупатель, который всегда не согласен с вами. На каждое предложение он готов привести несколько причин, почему нельзя это сделать.
Общая характеристика:
ü традиционен и строго придерживается установленных правил;
ü не слишком умен;
ü недоверчив;
ü не любит рисковать - имеет не слишком богатое воображение;
ü строго придерживается установленных правил;
ü любую перемену рассматривает как угрозу;
ü настроен негативно.
Манера поведения покупателя:
· новые идеи не вдохновляют ею;
· озабочен выяснениями мелких деталей;
· приводит много несущественных возражений;
· постоянно ссылается на прошлый опыт;
· трудно решается на покупку;
· не видит и не может оценить новых возможностей и перспектив.
Рекомендации провизору (фармацевту) в данной ситуации:
¨ ссылайтесь на успехи, достигнутые в прошлом;
¨ представляйте новые товары медленно и обоснованно;
¨ терпеливо обсудите возникшие разногласия;
¨ убедитесь, что у вас имеется достаточно аргументов для обоснования предложения;
¨ сохраняйте позитивный настрой в течение всего времени общения с клиентом.
Мне нужно лекарство от боли в горле.
Мы можем вам предложить препарат Граммидин.
Ой, только не надо мне подсовывать новые препараты, они, как правило, самые дорогие. Вы на мне хотите заработать.
Да, новинки, как правило, дороги, но их эффективность не вызывает сомнений. В разработке таких препаратов использовались самые современные технологии.
Вот раньше все было понятно: цитрамон - от головной боли, валерьянка - от нервов. А сейчас простому человеку не разобраться, столько на рынке новых лекарств.
Вы человек бывалый и наверняка помните препарат Грамицидин-С - первый оригинальный отечественный антибиотик, который успешно применялся для лечения инфекционных заболевании во всем мире не одно десятилетие.
Да, я помню, мама в детстве мне его давала. Горло, знаете ли, у меня с детства слабое. А Грамицидин-С из маминых рук помогал сразу. А сейчас ни мамы, ни Грамицидина-С нет.
Да, но на основе этого популярного и надежного препарата создан Граммидин, который я вам и предлагаю. Таблетки Граммидина для рассасывания включены в перечень для отпуска гражданам, имеющим право на льготы. Я вас убедила? Берете?
Конечно, да!
Воин
Покупатель, который всегда идет в словесное сражение.
Общая характеристика:
ü легко впадает в гнев;
ü агрессивен;
ü импульсивен;
ü обидчив;
ü снисходителен к себе;
ü считается только с собственным мнением;
ü огорчен, растерян;
ü напряжен;
ü старается победить в споре.
Манера поведения покупателя:
· выглядит не слишком заинтересованным;
· жалуется;
· может накричать иобидеть;
· подавляет;
· делает обидные замечания.
Рекомендации провизору (фармацевту) в данной ситуации:
¨ внимательно выслушать;
¨ сконцентрировать внимание на тех точках соприкосновения, в которых можно достичь согласия;
¨ сохранять спокойствие и дружелюбие;
¨ не обижаться и не принимать все возражения на свой счет;
¨ использовать шутку, где это уместно;
¨ оставаться до конца логичным.
Когда к вам ни придешь, у вас очереди, никакого порядка нет. Почему так медленно работаете?
Здравствуйте, мы очень рады снова видеть вас у себя. Объясняю, почему возникают очереди. Наша аптека пользуется большой популярностью. Что бы вы подумали, если бы в нашей аптеке никогда не было покупателей?
Ну, наверно, что никто не хочет туда приходить.
Вот именно. Чем я вам могу быть полезна?
В настоящее время широко используется свободная выкладка товара в торговом зале. Организация открытой продажи безрецептурных ЛС и других товаров в зале самообслуживания также является элементом мерчандайзинга. Доля парафармацевтической продукции в отделах самообслуживания может достигать 30%
По этому принципу организована работа многих аптечных сетей. Успешно внедряют мерчандайзинг и предоставляют потребителю свободную выкладку товара "Аптеки 36.6". "Ригла. "Доктор Столетов" и многие другие.
Вот несколько советов по организации отделов самообслуживани
1.Самообслуживание оправдывает себя в районах с высокой плотностью посещения (не менее 500 человек в час).
2.Открывать отделы самообслуживания целесообразно в районах, где проживает население с высоким уровнем платежеспособности: в элитных районах, поблизости от культурно-развлекательных центров, в деловой части города.
3.Нежелательно открывать отделы самообслуживания в районах, где отмечается большое число посетителей с крупногабаритным грузом (вокзалы, оптовые рынки).
4. В отделах самообслуживания должны постоянно присутствовать специалисты, консультанты, что будет способствовать увеличению объема продаж.
5.Товары на полках открытой продажи следует выставлять в небольшом количестве (1-2 упаковки). Для предотвращения нежелательных действий со стороны потребителей упаковку лекарства лучше закрыть. В
случае желания потребителя ознакомиться с ее внутренним содержанием специалист должен оказать ему помощь.
6.Следует продумать и средства защиты от "забывчивых" покупателей. Самый простой способ - привлечение службы охраны. Работник охранной службы должен неотлучно находиться в торговом зале, наблюдать за действиями посетителей и нести ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей. Однако наиболее действенными мерами защиты являются: "антикражные" антенны в торговом зале, реагирующие
на защитные этикетки, нанесенные на товар; средства видеонаблюдения, охватывающие всю территорию торгового зала. Использование этих систем сводит к минимуму потери в торговом зале. Несмотря на значительные затраты по приобретению и содержанию средств защиты, они окупаются в течение 1-2 лет.
7. Если же средства защиты не используются, следует предусмотреть определенные затраты на внешние потери, примерно 1.5-2.5 % от прибыли
Контрольные вопросы.
1. Указать рациональные причины совершения покупки;
2. Перечислить эмоциональные причины совершения покупки;
3. Какие действия фармацевта при четко спланированной покупке?
4. Как должен действовать фармацевт при нечетко спланированной покупке?
5. Каковы мотивы совершения импульсной покупки в аптеке?
6. Каковы действия фармацевта при готовности посетителя совершить импульсную покупку?
7. Указать основные причины отказа от покупки.
8. Дать общую характеристику различных типов покупателей: жесткий, всезнайка, дружелюбный экстраверт, некоммуникабельный, противный спорщик, воин, позитивно мыслящий.
9. Когда и где следует организовывать отделы самообслуживания?
10. Какие средства защиты от «забывчивых» покупателей используются в отделах самообслуживания?
Раздел: Техника личной продажи.
Тема: Качество обслуживания покупателей
Основные вопросы темы:
1. Качество обслуживания.
2. Уровни качества обслуживания.
Качество обслуживания– это оценка процесса продажи клиентом с точки зрения потребности продавца выполнять те функции, которые он от него ожидает.
В процессе продажи товар приобретает дополнительное качество, определяемое уровнем обслуживания.
Выделяют несколько уровней качества обслуживания, в соответствии с которыми может работать фармацевт:
v Криминальное качество - качество обслуживания, которое заставляет клиента просить жалобную книгу и отталкивает его от повторного обращения.
v Нормативное качество – это тот минимальный уровень качества обслуживания, который определяется нормативами и законами общества, в котором мы живём.
v Фирменное качество - тот уровень качества обслуживания, который декларируется фирмой и который клиент ожидает получить в соответствии со своими представлениями о культуре места, где он покупает.
v Обслуживание экстра - качества – это уровень качества обслуживания, при котором фармацевт относится с любовью к своей работе, к своему делу.
В условиях рынка фирменное качество – это необходимое условие выживания в аптеки.
“Экстра - качество” – это необходимое условие процветания.
Качество услуг – важный элемент создания положительной репутации среди потребителей.
При взаимодействии с покупателем фармацевт должен уметь держать в голове 3 простые цели:
Первая цель - необходимо подобрать посетителю нужный ему препарат с выгодой для аптеки.
Вторая цель - сделать так, чтобы покупатель стал “постоянным” – т.е. приверженцем “вашей” аптеки.
Третья цель - сделать клиента “ходячей” рекламой вашей аптеки, заручиться его хорошими отзывами о вас в кругу друзей, родственников и знакомых.
Первостольнику!
Необходимо помнить, что 80% успеха в продаже определяется качеством обслуживания покупателя.
Контрольные вопросы:
1) Что включает в себя понятие качество обслуживания?
2) Какие существуют уровни качества обслуживания?
3) Что является необходимым условием процветания аптеки?
4) Какие три цели держит в голове фармацевт при общении с покупателем?