Социальные функции культуры

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура обеспечивает целостность общества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов (девиантное поведение) приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона – и цель, и средство, и условие, и результат для другой. Т.е., с одной стороны, культура есть способ существования социума (общества), а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования.

Цивилизациейназывается: 1) культурно-исторический тип развития общества; 2) устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками.

 

Противопоставление культуры и цивилизации связано с теорией замкнутых культурных циклов и, прежде всего, с именем Освальда Шпенглера («Закат Европы»), который предсказывал неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. По Шпенглеру, человеческая история является историей замкнутых культурных циклов. Каждая культура в своем развитии проходит следующие фазы: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения (собственно культура) и этап нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни, второй – механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад. Эпоха закостеневания творческих начал культуры и является эпохой ее распада. Эпоха закостеневания творческих начал культуры в механически-безжизненных формах цивилизации сопровождается, по Шпенглеру, процессами омассовления, проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого омассовления являются огромные города. Процесс омассовления, означающий развитие цивилизации на основе количественного принципа, заменившего принцип культуры, находит свое дополнение в глобализации форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т.д.; а это, в свою очередь, свидетельствует о господстве в жизни человека принципа пространства над принципом времени

В противоположность этой теории марксистская социология, подчеркивает прогресс и преемственность во взаимоотношении культур, усматривает цивилизации одну из фаз развития культуры, один из необходимых этапов исторического процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной культуры в системе материального производства и в социальных отношениях. Причем переход духовной культуры на ступень цивилизации представляет собой необходимую характеристику каждой из обществено-экономических формаций.