Социальные организации и институты

Социальные институты и организации являются одним из элементов социальной структуры общества, а также одной из форм социального взаимодействия. Предметом (содержанием) социального взаимодействия выступает здесь объединение людей для удовлетворения какой-либо конкретной и актуальной потребности (или достижения определенной цели) как личностного, так и общественного характера.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.

 

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества удовлетворить свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность, интегрированность в действия членов общества. В качестве социальных институтов общества могут выступать, например, институт семьи, институт образования, институт экономики, политические и государственно-правовые институты и др.

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера называется институционализацией (институализацией).

С точки зрения содержания целей и задач социальные институты подразделяются на:

Ø политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, профсоюзы и пр.);

Ø экономические, связанные с организацией и управлением хозяйственной деятельности (собственность, рынок, труд, деньги и пр.);

Ø культуры и воспитания, связанные с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, семья и пр.).

В зависимости от степени формализованности взаимодействий субъектов различают формальные (взаимодействие субъектов происходят на основе законов и иных правовых актов, например, институт образования) и неформальные социальные институты (взаимодействие субъектов происходят на основе социальных норм, не закрепленных законодательно, например, институт гражданского брака).

Под социальной организацией понимается искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле социальная организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект (например, предприятие, орган власти, добровольный союз).[4]

Социальные организации чаще возникают тогда, когда: достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей (например, предприятия и учреждения, т.е. трудовые организации); или же когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей (например, политические партии и общественные объединения, т.е. свободные ассоциации граждан).

Определяющим признаком социальной организации является цель. Именно коллективное достижение цели вызывает необходимость вводить иерархию и управление. И в этом смысле социальная организация выступает как целевая общность.

Сферы влияния и сущность культуры. Культурные универсалии. Культурное разнообразие. Формы и элементы культуры. Понятие субкультуры. Социальные функции культуры. Взаимоотношение социума и культуры. Цивилизация

Одним из элементов, определяющим своеобразие социальной жизни любого общества, является культура. Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной (общественной). В качестве характеристик культуры можно выделить следующее: 1) культурные явления искусственны; культура рассматривается как биологически ненаследуемая информация, ее способы организации и хранения, а также ее знаковое и символическое выражение; 2) культура включает в себя вещественные носители; 3) культура включает в себя образцы человеческих отношений. Ее составляют социально стандартизированное поведение в сообществах и материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, стереотипные формы (паттерны), которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, мышления, поведения. Они могут быть универсальными (структуры государственной власти) или специфическими (способ обработки земли, сленг); 4) культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы.

Понятие культуры можно определить следующим образом:

Культура – это специфический человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей , результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, символов, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

 

 

Культура в социологии изучается в двух аспектах: 1) как относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере и 2) как аспект, сторона любого вида деятельности человека. Объектом социологического исследования является распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры.

Каждое сообщество создает свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема: как определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре. Американский социолог и этнографДжордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Существенное отличие культур друг от друга называется культурным разнообразием. Оно возникае , когда одни и те же черты культуры приобретают разное значение (например, в Европе цвет траура – черный, в Китае – белый). Культурное разнообразие может проявляться во всем: приготовлении пищи, правилах общения, эстетических нормах и пр.

Элементы культурыбывают двух видов – материальные и нематериальные. Материальные созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию, представляют собой известную ценность для общества (книга, дом, орудие труда и пр.). Материальные продукты культуры можно делить навещественно-предметные: автомобили, здания и т.д., в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, и нравственные нормы; исимволически-знаковые,те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения (научные статьи и устное народное творчество, научно-популярные книги и художественная литература, картины, ноты, схемы, чертежи и пр.). Элементынематериальной культуры –результат деятельности людей, но сотворены они не руками, а разумом и чувствами, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим обществом (язык, социальные ценности и нормы, законы и др.).

Основные формы культуры: элитарная культура и народная культура (фольклор и т.д.). Они, как правило, имеют в качестве предпосылки различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. Активное развитие средств массовой информации (СМИ) привело к формированию массовой культуры.

В культуре любого современного общества сосуществуют различные пласты культур илисубкультуры –модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, территориальными и т.д. особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, когда, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках группы, во-первых, возникают нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах (воинская, врачебная субкультуры и т.д.), во-вторых, возникают стилевые отличия, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, возникают определенные (идеологические) различия в понимании путей развития общества, не затрагивающие глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса и т.д.). Наличие субкультур – свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям, готовности найти ответ на новые вызовы истории. Если субкультура вступает в противоречие с доминирующей культурой, она становится контркультурой. Наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных явлений, – признак кризиса доминирующей культуры, неудовлетворенности предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения.

 

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, передается. Эти изменения описываются культурной динамикой. Механизмами для модификаци культуры во времени и пространстве служат открытия и изобретения, а также культурная диффузия (взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое посредством миграции, войн, торговли и пр.).

Любая культура не только заимствует необходимые ей черты, но и защищается от нежелательного проникновения. Избирательное отношение к переносу ценностей называется селективностью. Например, культура может быть еще не готова к заимствованию какого-то изобретения, или новые элементы грозят разрушить сложившуюся культуру, или идеология запрещает заимствование новых элементов.