Социальное взаимодействие. Социальные связи, отношения, коммуникации

С точки зрения ряда социологических теорий общественная жизнь может быть объяснена через совокупность действий. Схематично любое действие может быть представлено в следующем виде: 1) действующий (бездействующий) субъект; 2) ситуация, в которую вовлечен действующий субъект; 3) преследование какой-то цели (удовлетворение какой-то потребности) с использованием ресурсов для ее достижения. Но поскольку нас интересует не всякое действие, а лишь такое, которое по своей сути является социальным, то к вышеперечисленному следует добавить; 4) ориентированность действия на поведение других, их взаимное влияние.

Социальное действие является исходным моментом для возникновения социальной связи, которая может выражаться в форме: а) социального контакта (внешние, не оказывающие существенного влияния взаимодействия, например, контакты пассажиров на транспорте, покупателей и продавцов в магазине); б) социального взаимодействия (система взаимообусловленных социальных действий, при которой действие одного социального субъекта одновременно является причиной и следствием ответных действий других субъектов)

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения, это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих те или иные действия; 2) изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; 3) влияние этих изменений на других индивидов; 4) обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяется преломлением социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Однако, чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих элементов, поскольку эти свойства не могут найти объяснения лишь в факте взаимодействий, как бы не изменялись они благодаря ему[2].

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по разным основаниям:

Ø по количеству субъектов взаимодействия

Ø по характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия (односторонние/двусторонние; согласные/враждебные)

Ø по длительности (кратковременные/долговременные)

Ø по степени организованности

Ø по степени осознанности взаимодействия (осознанные/бесознательные)

Ø по характеру взаимодействия (интеллектуальные, эмоциональные, физические)

Ø по степени опосредованности (непосредственное/опосредованное)

Взаимодействие может приводить к установлению социальных отношений (относительно длительных, устойчивых связей).

Для обозначения связей, основанных на информационных взаимодействиях субъектов в обществе, используется понятие коммуникация. Социальная коммуникация– это дисциплина, изучающая процессы распространения и циркуляции информации в обществе.

 

В соответствии с уровнем, на котором осуществляется коммуникация в обществе, выделяют следующие ее виды: межличностная, групповая, массовая. Содержанием этих процессов является производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование информации.