Причины совершения покупок
Покупки в аптеке совершаются под влиянием комплекса причин рационального или эмоционального характера.
Рациональные причины совершения покупки
• Экономия денег (в этой аптеке нужный препарат дешевле, чем в соседней).
• Ожидаемая польза для здоровья.
• Качество препарата.
• Безопасность (побочные эффекты, фальсификаты, смена упаковки, названия или цвета лекарства, новые препараты).
• Выгода от покупки (акции, скидки).
Эмоциональные причины совершения покупки
• Комфорт (удобства, быстрота, условия).
• Престиж (модный, дорогой, известный, рекламируемый).
• Новизна (интересно, риск).
• Гордость (уникальность).
• Удовольствие (приятный на вкус, удобная упаковка, современный дизайн).
• Зависть ("хочу тоже это иметь").
Выделяют три вида покупок:
- четко спланированная;
- нечетко спланированная;
- незапланированная (импульсная).
Рассмотрим варианты каждой из них.
Четко спланированная покупка
В этом случае покупатель заранее определил, какие именно лекарственные препараты или другие товары аптечного ассортимента он собирается приобрести в аптеке:
«Хочу купить препарат Граммидин»:
''Мне нужен новый витаминно-минеральный комплекс Био-Макс".
Практика показывает, что посетители аптеки, которые четко запланировали покупку (их около 30%) крайне редко и очень неохотно меняют свои решения. Работники первого стола в этом случае, как правило, просто продают нужнее покупателю лекарство, упуская при этом определенные возможности воздействия, которыми фармспециалист должен владеть.
Действия провизора (фармацевта) при четко спланированной покупке
* Предоставить информацию и консультирование по применению данного препарата:
"Препарат Граммидин является безопасным средством от боли в горле, не обладающим системным действием. Его можно применять детям с 4лет".
* Проинформировать о новых препаратах, выпускаемых компанией - производителем покупаемого лекарственного средства или товара:
«Компания "Отечественные лекарства" выпустила новый препарат от боли в горле Граммидин, который...».
* Сообщить о специальных предложениях (акциях, скидках, лотереях и т. д.) с целью побудить покупателя к совершению новых покупок:
"Покупая две упаковки Био-Макса, вы имеете прекрасную возможность получить магнитик на холодильник Био-Макс бесплатно",
* Предоставить данные о других лекарственных препаратах или товарах, которые возможно использовать вместе с приобретаемым товаром:
"Для поддержания иммунитета и лучшей сопротивляемости организма во время болезни я вам рекомендую вместе с Иммуналом приобрести комплекс витаминов и минералов Био-Макс. Это поможет вам быстрее вернуться в строй".
Нечетко спланированная покупка
Нечетко спланированная покупка имеет место, когда покупатель определил вид лекарственного препарата, но еще не принял конкретного решения о фирме-производителе, форме препарата, дозировке и т. д. Доля таких потенциальных покупателей аптеки составляет примерно 30%.
Мысль подобного покупателя может быть выражена словами:
'"Нужно купить лекарство от боли в горле..." или "Хорошо бы укрепить здоровье с помощью витаминов и минералов...".
Действия провизора (фармацевта) при нечетко спланированной покупке:
• Обеспечить покупателя максимально полной информацией о предлагаемом лекарственном препарате: "В состав витаминно-минерального комплекса Био-Макс входят 12 витаминов и 8 минералов, подобранных в количествах и пропорциях, которые полностью компенсируют недостаток витаминов и минералов в организме, дополняя до суточной потребности т.е количества, которое человек получает в повседневной жизни из продуктов питания или синтезирует самостоятельно
• Сделать такую выкладку товара и оформление витрин, чтобы привлечь внимание покупателя конкретным видом товара;
• Грамотно разместить рекламу и информационный материал, с тем, чтобы покупатель имел возможность самостоятельно познакомиться с новыми или активно продвигаемыми товарами;
• познакомить покупателя с различными акциями, происходящими в данное время в аптеке и представить подробную информацию о преимуществе данного препарата: «Био-Макс отличается от других витаминно-минеральных комплексов тем, что …».
Незапланированная (импульсная) покупка
Если покупатель принимает решение о совершении покупки непосредственно в аптеке, это свидетельствует об импульсной (незапланированной) покупке: «Да, пожалуй, мне нужно купить Граммидин, скоро я поеду в отпуск в горы, и там он мне может пригодиться».
"Куплю Био-Макс для своей мамы, надо поддержать ее весной, она предпочитает все отечественное…".
Примерно 40% людей склонны совершать незапланированные покупки. Правильно примененные правила мерчандайзинга будут способствовать увеличению потока покупателей и росту продаж аптеки. Однако несмотря на то, что стимулирование импульсной покупки имеет много преимуществ как для аптеки, так и для потребителя, первостольнику всегда необходимо помнить о том, что покупатель должен сохранить ощущение нужности и выгодности приобретенного им товара и никогда не жалеть о потраченных деньгах и времени. В противном случае он не вернется в аптеку и никогда не станет покупателем, лояльным к вашей аптеке.
Для покупателей, склонных к совершению импульсной покупки, характерны:
· спонтанное и внезапное желание действовать;
· минимум объективности в оценках;
· влияние эмоционального момента;
· потеря контроля над собой в момент совершения покупки.
Мотивы совершения импульсной покупки в аптеке
"Граммидин разрешен к применению для детей. Куплю для всей семьи, такое лекарство от боли в горле зимой незаменимо".
''Хочу сделать приятное моей маме, куплю ей тонометр, вижу, что у вас такой широкий выбор”.
"Наконец-то я достиг уровня, позволяющего мне не экономить на здоровье и хорошем самочувствии и купить витамины Био-Макс для всей семьи, которые, судя по рекомендации, являются одними из наиболее...".
"Не знала, что уже изобрели такое лекарство..."
"Как хорошо, что его представили в аптеке".
"Куплю средство от загара, тем более, что скоро еду в отпуск".
«Наконец-то я нашла "Аптечку огородника"! Спасибо Вам!»:
"Совсем забыл, что в дороге мне обязательно пригодится препарат, который поможет... Спасибо, что напомнили".
"Порадую своего мужа и куплю ему... тем более что он давно это хотел".
"Да, время заняться своей внешностью и подготовиться к весне. Стоит купить Био-Макс... Спасибо, что вы рассказали о новых российских витаминах...".
«Оказывается, мою проблему... так легко решить при помощи... А я столько лет мучился».