VII Земли запаса

S = 6,5%

Земли, не отведённые в другие категории и земли, никому не предоставленные.

Находятся в государственной и муниципальной собственности.

103 ст. ЗК РФ.

В категорию запаса не входит фонд перераспределения земель.

За счёт этих земель создаются специальные фонды для наделения землёй различных обществ, переселенцев, беженцев. Удобная категория для резервирования земель.

Перевод этих земель в другие категории возможен только после формирования участка (установления разрешенного использования).

 

№ 4 Основные методы государственного управления земельными ресурсами

Методы правового регулирования – это способы правового воздействия на общественные земельные отношения.

Методы подразделяются на 2 вида:

1) императивный

2) диспозитивный.

Административно-правовые методы основываются на принципах власти и подчинения. Этот метод проявляется как правовой императив или запрет. Он связан с принятием непосредственных управленческих решений – директивов. Метод основан на реализации государством своих управленческих функций, которые отражены в законодательстве. Этим методом определяются права землепользователей и им предписываются способы действия.

Гражданско-правовые методы определяются диспозитивными основами регулирования земельных отношений. Этот метод присущ рыночным отношениям и предполагает наличие экономической заинтересованности. (утверждение уровня кадастровых цен и т.д). Диспозитивный метод подразделяется на 3 основных вида:

1) Рекомендательный

2) Санкционирующий

3) Делегирующий

Рекомендательный метод предполагает предоставление возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений. Принятие решений субъектом облегчается рекомендациями.

Санкционирующий метод – это решение о реализации полномочий субъектом принимает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом. (Предварительное согласование размещение объекта)

Делегирующий метод или передача полномочий. Землями населённых пунктов распоряжается местная администрация.

В целом для административно-правовых методов характерна императивность. Императивный метод применяется только тогда, когда необходимо государственное вмешательство в дела пользователей, когда отношения являются предметом уголовного права (при нарушениях или предотвращении таких нарушений)

Императивный и диспозитивный методы, проявляясь в соответствующих правомочиях государства и землепользователей тесно взаимосвязаны. Они взаимно дополняют друг друга.

Названные методы управления земельными ресурсами нельзя искусственно разрывать или противопоставлять. Оба метода используются вместе в едином процессе управления земельными ресурсами, друг друга дополняя и заменяя в зависимости от характера земельных отношений.

 

№ 5 .Юридическое основание гос регулирования земельных отношений.

Юридическим основанием государственного регулирования земельных отношений является суверенная власть государства, элементом которой является территориальное верховенство. Носителем власти является народ РФ.

Все виды собственности, кроме гос могут быть изъяты в гос интересах по праву территориального верховенства (выкуп, реквизиция, конфискация).

Система земельного права: Общая часть и Особенная часть. К общей части относятся обслуживающие институты.

Принципы осуществления государственного регулирования земельных отношений:

1) Чёткое разграничение функций между соответствующими звеньями государственного аппарата и органами на местах.

2) Недопустимость вмешательства одних органов в функции других

 

№ 6 Понятие и содержание гос регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений предполагает свободу выбора хозяйствования на земле для субъектов земельных отношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность. (36 ст. Конституции, 6 глава ЗК)

Государственное управление можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель путём принятия экономико-правовых мер.

Гражданско-правовые меры предполагают взаимоотношения на основе обоюдной заинтересованности в достижении цели. Эти меры реализуются путём введения экономических правовых институтов:

1) установление платности использования земель

2) зависимость ставки платежей от количества и качества земель и установления льгот

3) поощрение за улучшение использования земель(премии, гранты)

4) экологическое правовое регулирование

5) другие экономические меры

Практически управление земельными ресурсами проявляется в виде регулирования земельных отношений. Оно проводится путём осуществления функций регулирования, которое одновременно является и функциями управления, значит государственное регулирование – это механизм управления. Однако государственное регулирование включает не только правоохранительный, но и правотворческий процесс. Поскольку управление принято рассматривать как совокупность функций учёта, анализа, планирования и регулирования, то управление – это более широкое понятие.

Содержание регулирования земельных отношений состоит в создании государственных органов и наделении их соответствующей компетенцией, закреплении форм и методов регулирования, а также исполняемых функций.

 

№ 7 Правовые функции гос регулирования земельных отношений.

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная. Эта функция является основополагающей. Её принято дифференцировать по двум направлениям: экологическая учётная функция. Осуществляется на основе ст. 67 ЗК и Положения о Мониторинге земель. Экологический характер функции обусловлен тем, что объектом являются не столько конкретные земельные участки, сколько состояние их экосистем. И экономическая учётная функция реализуется путём проведения кадастра.

2)Плановая. Функция предопределяется потребностью рационального, полного, эффективного использования и охраны земельных ресурсов. Исключительность земельных ресурсов предопределяет наличие государственного планирования их использования. Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Планирование осуществляется по уровням: высший уровень – федеральный, второй уровень – отраслевой, третий – локальный (органы местного самоуправления). Эта функция тесно связана с земельным кадастром, важнейшее её проявление – это освоение земель. Цель планирования – определение долгосрочной перспективы в управлении земельными ресурсами страны.

3)Распределительно-перераспределительная. Необходимость этой функции обусловлена постоянным вовлечением земель в сельскохозяйственный оборот и их изъятием из оборота, для чего необходимо постоянное перераспределение земель между субъектами, т.е. непрерывным процессам прекращения прав на землю у одних субъектов и возникновение этих прав у других. К распределению и перераспределению земель относят процесс дифференциации земельных ресурсов по категориям, угодьям, видам собственности и т.д., направленный на обеспечение полного рационального и эффективного использования земель в национальных интересах.

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель. Она определяется системой государственных мер и нормативов, понуждающих субъектов земельных правоотношений к надлежащему исполнению своих прав и обязанностей относительно земельных участков.

5)Охранительная. Представляет собой систему государственных мер, осуществляемых систематически и направленных на обеспечение земельного правопорядка. Цель функции – охрана созданного в стране земельного правопорядка от деформации и устранение тех деформаций, которые предотвратить не удалось.

6)Контрольная. Главная задача контроля – обеспечить выполнение требований земельного законодательства в целях эффективности использования и охраны земель. Объектом контроля являются все земли в границах государства и все участники земельных отношений.

№ 8 Учетная функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Учётная(информационная). Эта функция является основополагающей. Её принято дифференцировать по двум направлениям:

1) экологическая учётная функция. Осуществляется на основе ст. 67 ЗК и Положения о Мониторинге земель. Экологический характер функции обусловлен тем, что объектом являются не столько конкретные земельные участки, сколько состояние их экосистем.

2) экономическая учётная функция реализуется путём проведения кадастра. Закон о кадастре недвижимости и 70 ст. ЗК. Учёт должен быть объективным, что соблюдается при выполнении определённых правил учёта.

8 правил учёта:

  1. Всеобщность учёта (все земли должны быть учтены)

2. Системность учёта (целостность множества подходов к учёту земель)

3. Эффективность учёта (достигается применением передовых технологий)

4. Непрерывность учёта (из-за естественной изменчивости)

5. Достоверность учёта (если в сведениях есть значительные просчёты, то они подлежат исправлению. Ответственность за исправление несёт руководитель)

6. Единство методики учёта (методика должная быть одинакова на всех территориях РФ. Необходимость единства методики вытекает из необходимости обеспечить возможность стыковки данных в электронной форме)

7. Гарантированность обеспечения учёта (достигается наличием пунктов сбора, обработки информации и финансированием мероприятий)

8. Обязательность внедрения данных учёта в практику использования земель (без этого правила весь учёт бесполезен)

Учётная функция снабжает управляющие органы для эффективного управления и иных лиц информацией о землях в следующих областях:

1) В области правовых отношений (обеспечение гос регистрации, разграничении собственности, защиты прав)

2) В области экономики (налогооблагаемая база для расчета земельных платежей, обеспечение рыночного оборота земель, обеспечение рынка ценных бумаг)

3) В области использования земель (для обеспечения планирования, управления объектами недвижимости, для обеспечения гос зем контроля, для обеспечения устойчивости, для обеспечения эффективности использования земель)

4) В области информационных услуг (предоставление информации всем заинтересованным лицам, информационное обеспечение всевозможных мероприятий)

5) В области социальной политики (для обеспечения развития инфраструктуры, туризма, культуры и т.д.)

Принцип доступности данных. Информация о состоянии земель размещается в “Государственном Национальном Докладе о Состоянии Использования Земель”. В земельном учёте нет возможных изменений, учёт ведётся по факту.

 

№ 9 Плановая функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Плановая функция или функция планированиядо 1974 осуществлялась только в отношении с/х земель.

Функция предопределяется потребностью рационального, полного, эффективного использования и охраны земельных ресурсов. Исключительность земельных ресурсов предопределяет наличие государственного планирования их использования. В странах с рыночной экономикой в качестве планового начала выступают так называемые федеральные программы. Они содержат перечень мероприятий и порядок финансирования этих мероприятий.

Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Планирование осуществляется по уровням: высший уровень – федеральный, второй уровень – отраслевой, третий – локальный (органы местного самоуправления). Эта функция тесно связана с земельным кадастром, важнейшее её проявление – это освоение земель. Решения по этому поводу принимаются федеральными органами власти.

Цель планирования – определение долгосрочной перспективы в управлении земельными ресурсами страны.

Зонирование, как проявление планирования ведется органами гос власти и местного самоуправления. Зоны устанавливаются на основе таких характеристик, как целевое назначение, правовой режим, целевое использование, регламенты застройки и т.д.

Пример: населённые пункты. Ст.85 ЗК РФ гласит о выделении 9 зон. Градостроительный регламент определяет возможные направления. Требования относятся к обременениям участка. Нормы утверждает субъект федерации и нормы могут классифицироваться по различным основаниям, например, 1) по целям использования участка 2) по принадлежности к различным формам собственности 3)по иным целям

Нормы дифференцируются по физическим и юридическим лицам. Для физических лиц (ст.33) нормы предоставления участка утверждаются субъектами федерации на основе рекомендаций научных учреждений. Для юр. лиц нормы устанавливаются индивидуально, на основе специальных документов (технико-экономическое обоснование). Размеры участков должны обеспечивать возможность использования участка и находящихся на нём строений и сооружений. Главное требование – минимизация отвода. До 1991 особенность касалась только земель промышленности.

 

№ 10 Распределительно-перераспределительная функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Распределительно-перераспределительная функция

Необходимость этой функции обусловлена постоянным вовлечением земель в сельскохозяйственный оборот и их изъятием из оборота, для чего необходимо постоянное перераспределение земель между субъектами, т.е. непрерывным процессам прекращения прав на землю у одних субъектов и возникновение этих прав у других. К распределению и перераспределению земель относят процесс дифференциации земельных ресурсов по категориям, угодьям, видам собственности и т.д., направленный на обеспечение полного рационального и эффективного использования земель в национальных интересах. Эта функция реализуется по 5 направлениям:

1) Проведение ЗУС мероприятий, направленных на пространственно-территориальное устройство земель (отвод, границы, устранение недостатков)

2) Изъятие земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства и передача их в фонд перераспределения, либо иным лицам (ст. 54 ЗК РФ – Прекращение права собственности за нарушения) Изъятие означает, что у субъекта прекращается право

3) Изъятие или принудительный выкуп участков, используемых без нарушения законодательства с последующей передачей их государственным и муниципальным органам (55 ст ЗК РФ, 51 ст ЗК РФ) Основание – выкуп для муниципальных и государственных нужд, реквизиция (временно за плату).

4) Установление и изменение целевого режима использования земель (Закон о переводе земель из одной категории в другую)

5) Предоставление земель (способ установления права у конкретных субъектов на конкретные земельные участки, 35 ст. ЗК РФ) Предоставление может осуществляться из земель запаса и из земель, которые ранее были закреплены за другими лицами (предоставлению предшествует изъятие в данном случае) Предоставление завершается отводом участка в натуре, государственной регистрацией прав на этот участок и выдачей правоустанавливающих документов. При предоставлении земель из существующих землепользований, предоставляются участки с изменением правового режима. Частный случай: приватизация земель (трансформация зем участка в собственность и пользование).

Предоставление и изъятие – это две стороны единого процесса, они взаимосвязаны. Господствует принцип отсутствия бесхозных земель. При осуществлении перераспределения земель государственные органы совершают совокупность действий, направленных на возникновение права пользования конкретным участком у конкретных лиц, либо прекращением такого права.

 

№ 11 Функция обеспечения надлежащего использования земель

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Она определяется системой государственных мер и нормативов, понуждающих субъектов земельных правоотношений к надлежащему исполнению своих прав и обязанностей относительно земельных участков. (Глава 6 ЗК РФ, ст. 36 Конституции РФ)

Направления реализации этой функции:

1) Применение налоговых форм воздействия (дифференциация налогообложения)

2) Применение мер экономического стимулирования

Меры экономического стимулирования:

· выделение бюджетных средств на восстановление земель, которые нарушены не по вине землепользователя, а также частичную компенсацию снижения дохода от временной консервации земель – ФЗ «О порядке консервации земель с их изъятием из оборота»

· поощрение за улучшение качества земель и повышение их продуктивности в сельском и лесном хозяйстве (выдача грантов, премий, конкурсы лучший садовод ЛО)

· установление повышенных цен за экологически чистую продукцию

3) Применение мер ответственности за нарушение норм законодательства. Ответственность – это система принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения. Такие меры могут предупреждать или пресекать неправомерное поведение или содержать наказание за подобное поведение). Основанием для применения мер ответственности является конкретное действие или бездействие, которые противоречит требованиям законодательства. Виды ответственности: административная, уголовная, материальная, дисциплинарная (Обязанность возврата самовольно занятых земельных участков без возмещения затрат, произведённых за время незаконного пользования ими, Меры ответственности землепользователем, не осуществляющим мероприятия по предотвращению деградации земель)

4) Введение нормативов деятельности на земельных участках. Это предельные допустимые воздействия, предельно допустимые концентрации. Пределы устанавливаются, поскольку, воздействие сверх норм даёт изменение структуры ресурса, а, следовательно, неблагоприятные последствия.

5) Осуществление различных видов землеустройства. Реализуется посредством деятельности, направленной на сохранение и улучшение полезных свойств земли в процессе её использования. Одним из проявлений является мелиорация земель. Цель мелиорации – повышение плодородия и повышение устойчивости землепользования. Обеспечение гарантированного производства с/х продукции, создание условий для вовлечения в с/х оборот неиспользуемых угодий, а также формирование рациональной структуры с/х угодий. Виды мелиорации: 1)гидротехническая 2)агролесомелиорация 3)культуртехническая мелиорация 4)химическая (улучшение кислотного состава почвы) Вторым проявлением является рекультивация земель. Рекультивация – восстановление утраченного покрова. Цель рекультивации – восстановление земель для их использования в различных целях. Рекультивация проводится за счёт средств тех организаций, которые проводят мероприятия с нарушением почвенного покрова (горнодобывающие предприятия). В случае временного использования земля должна быть возвращена к первоначальному состоянию, либо необходима компенсация ущерба. Третья проблема – эрозия почв (ветровая – 0,1% и водная 0,6%). Борьба с эрозией связана с мелиорацией земель. Существуют различные программы по восстановлению покрова.

 

№ 12 Контрольная функция.

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Эта функция реализуется в рамках специального мероприятия, которое называется государственный земельный контроль. (ст.71 -73 ЗК РФ, положение о государственном земельном контроле ПП 689 от 15.11.06, КОАП, Гражданско-процессуальный кодекс, административно-процессуальный кодекс, УК)

Главная задача контроля – обеспечить выполнение требований земельного законодательства в целях эффективности использования и охраны земель. Объектом контроля являются все земли в границах государства и все участники земельных отношений. Земельный контроль осуществляется государствам по 2 направлениям:

1) Профилактические меры (организация экспертиз, проверок, направленных на выявление фактов нарушения законодательства). Пример: если установлено, что проектируемый объект будет неизбежно отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, то его строительство будет запрещено.

2) Принятие конкретных мер по пресечению и устранению нарушений, т.е. применение определённых мер наказания. В основном эта функция превентивная (призвана воздействовать на потенциального нарушителя)

В общем виде земельный контроль представляет собой деятельность государственных органов специальной компетенции по проверке соблюдения всеми землепользователями и иными лицами правового режима земель. Контроль является всеобщим, ограничивается сроками давности, используются данные мониторинга земель.

№ 13 Охранительная функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Представляет собой систему государственных мер, осуществляемых систематически и направленных на обеспечение земельного правопорядка. (12-14 ст. ЗК РФ). Система государственных мер, направленных на обеспечение земельного правопорядка – системы земельных отношений, устойчиво создавшейся под влиянием правовой деятельности государства и соответствующей целям, заложенным в правовом регулировании этих отношений.

Цель функции – охрана созданного в стране земельного правопорядка от деформации и устранение тех реформаций, которые предотвратить не удалось.

Цели охраны земель – ст.12 ЗК РФ. Цель достигается реализацией системы правовых, организационных, экономических и иных мероприятий, которые направлены на организацию рационального использования земель, предотвращение их необоснованного изъятия из с/х оборота, защиту от вредных воздействий и восстановление продуктивности земли.

Эта функция осуществляется всей системой власти (исполнительная, законодательная, судебная)

Функция применяется в отношении:

1) Объектов земельноправовых отношений 1)правовое обеспечение охранных мероприятий в отношении отдельных объектов землепользования, нуждающихся в данной охране. Примером может служить консервация земель. 2)правовое обеспечение специального правового регулирования в местностях со сложившейся особой обстановкой, которая требует особого правового статуса. Например, в зоне чрезвычайной экологической ситуации предусматривается приостановление хозяйственной эксплуатации земель, отрицательно влияющей на состояние окружающей среды. Такие земли, если на них не обеспечивается получение продукции в соответствии с нормами, подлежат исключения из с/х оборота и переводу в запас.

2) Субъектов земельных отношений. Ст. 54, 59-63. Правовое обеспечение статуса лиц, осуществляющих активную эксплуатацию земель. Закон об обороте земель с/х назначения.

3) Правовое обеспечение отношений между субъектами этих отношений. Оно предполагает: 1) Пресечение нарушений земельного законодательства (недопущение неблагоприятных действий). 2) Восстановление нарушенных земельных отношений, т.е. принятие мер по устранению нарушения и возврату к ситуации полноценно реализуемого права. Пример: использование земель в нашей стране осуществляется только с разрешения специальной системы (в случае самовольного захвата участок изымается в принудительном порядке со сносом строений и возвратом участка прежним владельцам). 3) Разрешение земельных споров ст.64 ЗК РФ. Разрешением споров занимаются суды. Происходит восстановление нарушенных прав и отказ в удовлетворении необоснованных требований о принятии мер к неправомерно действовавшей стороне. 4) Профилактика нарушений земельного и иного законодательства (устранение причин и условий, которые способствуют нарушению земельных правоотношений) – введение повышенных налогов, землеустройство.

Охранительная функция является всепроникающей, она действует наряду со всеми остальным функциями методами оперативных предписаний. Наиболее тесно охранительная функция смыкается с контрольной функцией.

 

№ 14 Гос управление и охрана земельных ресурсов

Под государственным регулированием понимается организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земельных ресурсов.

Осуществляющее функцию управления, государство в лице своих компетентных органов устанавливает правила и нормы, касающиеся как всех ресурсов страны, так и отдельных частей, при этом гос регулирование зем отношений может базироваться на 4х основах:

1)Экономическая - (отношения собственности или социально-экономические связи)

2)Экологическая - (земля является сложнейшей экологической системой)

3)Научная – (подразумевает использование достижений современной науки при проведении мероприятий по формированию и регулированию землевладений, землепользований, отношений аренды и т.д.)

4)Правовая основа - (определяется наличием системы земельного законодательства т.е. совокупности законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций, которые регулирует нормы и правила земельных отношений)

Гос. управление в области использования и охраны земли — одна из форм осуществления права гос. собственности. В порядке гос. управления проводятся планирование использования земли, предоставление земли в пользование и изъятие её для гос. или обществ, нужд, организация земельной территории как объекта хоз. или иного использования.

 

№ 15 Специфика государственного управления в области охраны и использования земель

Государство, осуществляя функции управления в лице своих компетентных органов устанавливает определённые правила и нормы, касающиеся как всех земельных ресурсов страны, так и их отдельных частей. При этом государственное регулирование земельных отношений базируется на следующих четырёх основах:

1) Экономическая основа (отношения собственности или социально-экономические связи)

2) Экологическая основа (земля является сложнейшей экологической системой)

3) Научно-техническая основа (подразумевает использование достижений современной науки при проведении мероприятий по формированию и регулированию землевладений, землепользований, отношений аренды и т.д.)

4) Правовая основа (определяется наличием системы земельного законодательства т.е. совокупности законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций, которые регулирует нормы и правила земельных отношений)

Государственное регулирование земельных отношений может осуществляться в правовых и неправовых формах.

Правовые:

1) правотворческая (принятие нормативно-правовых актов, которые являются источниками земельного права – Конституция, кодексы, до 1971 года основы земельного законодательства)

2) правоприменительная (принятие аналогичных актов, издаваемых для приведения в жизнь нормативно-правовых актов – информационное письмо)

3) правоохранительная форма (защита административная, судебная или арбитражная)

Неправовые:

1) управленческие действия (наложение различных ограничений)

2) экологические формы (ведение мониторинга земель или государственного земельного контроля)

3) экономические методы стимулирования (льготы, преимущества, поощрения, штрафы, наказания)

4) технические методы (разработка всевозможных методик – образования землепользований и т.д.)

5) научная форма (использование новых научных разработок, подготовка и обучение квалифицированных кадров)

Таким образом, государственное управление земельными ресурсами осуществляется системой компетентных органов в отношении всех земель в границах государства, независимо от их правового, хозяйственного положения и т.д. и т.п.

Специфичным является то, что государственное управление может осуществляться в двух принципиально различных качествах: управление государства 1) как суверена 2) как собственника земель

1)Управление государства как собственника земель – это хозяйственное управление, обусловленное государственной собственностью. Управление осуществляется через государственные органы, управляющие земельными участками как собственник. При этом государство в лице своих органов может участвовать в гражданско-правовых отношениях относительно земли на тех же условиях, что и другие участники этих отношений. Государство полноценный участник рынка. Самим фактом своего участия на рынке, государство оказывает огромное давление.

2)Государственное управление органами государственной власти – это уже управление сувереном, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель в любой форме собственности. Как объект регулирования земля выступает объектом, на который распространяются властные функции государства. Земля – пространственный фактор осуществления государством своих административных функций. Управление государства как сувереном проявляется прежде всего в проявлении государственной земельной политики. Она может проводиться в самых различных областях.

Методы правового регулирования – это способы правового воздействия на общественные земельные отношения. Методы подразделяются на 2 вида: 1) императивный 2) диспозитивный.

Административно-правовые методы основываются на принципах власти и подчинения. Этот метод проявляется как правовой императив или запрет. Он связан с принятием непосредственных управленческих решений – директивов. Метод основан на реализации государством своих управленческих функций, которые отражены в законодательстве. Этим методом определяются права землепользователей и им предписываются способы действия.

Гражданско-правовые методы определяются диспозитивными основами регулирования земельных отношений. Этот метод присущ рыночным отношениям и предполагает наличие экономической заинтересованности. (утверждение уровня кадастровых цен и т.д). Диспозитивный метод подразделяется на 3 основных вида:

1) Рекомендательный

2) Санкционирующий

3) Делегирующий

Рекомендательный метод предполагает предоставление возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений. Принятие решений субъектом облегчается рекомендациями.

Санкционирующий метод – это решение о реализации полномочий субъектом принимает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом. (Предварительное согласование размещение объекта)

Делегирующий метод или передача полномочий. Землями населённых пунктов распоряжается местная администрация.

В целом для административно-правовых методов характерна императивность. Императивный метод применяется только тогда, когда необходимо государственное вмешательство в дела пользователей, когда отношения являются предметом уголовного права (при нарушениях или предотвращении таких нарушений)

Императивный и диспозитивный методы, проявляясь в соответствующих правомочиях государства и землепользователей тесно взаимосвязаны. Они взаимно дополняют друг друга.

Названные методы управления земельными ресурсами нельзя искусственно разрывать или противопоставлять. Оба метода используются вместе в едином процессе управления земельными ресурсами, друг друга дополняя и заменяя в зависимости от характера земельных отношений.

 

№ 16 Виды управления земельными ресурсами

Опираясь на территориальное верховенство государственного управления земельным фондом, государство обладает властным характером и имеет целью обеспечить рациональное эффективное использование земель. Эта цель достигается посредством поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения. При этом государственное управление можно разделить на виды по горизонтали и по вертикали.

По горизонтали выделяется общегосударственное управление и ведомственное управление.

По вертикали виды управления соответствуют уровням: федерации, субъектов федерации и местные.

Общегосударственное управление – этот вид управления осуществляется государственным органами как общей, так и специальной компетенции. Этот вид управления имеет территориальный характер и распространяется на все земли в границах РФ независимо от участников земельно-правовых отношений.

Ведомственное управление подразделяется на отраслевое и межотраслевое. Оно осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами по принципу подчинения территории. Этот вид управления осуществляется под контролем общегосударственного, а по содержанию является более узким, т.к. он призван обеспечить интересы конкретной отрасли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель, поэтому его особенность – некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного ведомства.

Местное или муниципальное управление – уже не государственное управление. Также может быть общим или специальным. Этот вид управления предусматривается на территории муниципального образования тоже в пределах законодательных норм.

Перечисленные виды управления взаимосвязаны общностью задач, а также содержанием функций управления. Кроме того, взаимосвязаны методом управления, который, как правило, имеет властный характер. Различаются они объёмом правомочий соответствующих органов, их соподчинённостью, а также охватом управляемых территорий.

Внутрихозяйственное управление – это тоже негосударственное управление, но осуществляется от имени государства собственниками. Этот вид управления преследует те же цели и задачи, что предыдущие и представляет собой конкретную хозяйственную деятельность, направленную на выполнение норм земельного законодательства. В законодательстве предусмотрены и меры правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, поэтому внутрихозяйственное управление рассматривается как неотъемлемое звено общей системы государственного управления земельным фондом.

Принципы государственного управления.

1) Принцип организационно-правовой, финансовой и кадровой обеспеченности (предполагает наличие специальных органов, которые производят основной объём работы)

2) Принцип управляемости (рационального соотношения управленческих и управляемых структур)

3) Принцип соответствия субъекта и объекта отношений

4) Принцип изменяемости (способность органов управления учитывать те изменения, которые проходят в соц, эк. условиях)

5) Принцип специализации (формирование структуры органов должно обеспечить разделение)

6) Принцип иерархичности (предполагает наличие структуры органов системы управления)

7) Принцип экономичности (минимум затрат)