Тема: Основные понятия о фармацевтической услуге. Система самопомощи и самопрофилактики.
Основные вопросы темы:
1. Понятие о фармацевтической услуге;
2. Характеристика фармацевтической услуги. Виды фармацевтических услуг, их содержание;
3. Особенности фармацевтических услуг;
4. Понятие о самолечении, самопомощи и самопрофилактике.
Краткие сведения по теме:
Фармацевтические услуги – важнейший вид услуг здравоохранения.
Фармацевтическая услуга – это услуга, оказываемая населению и организациям здравоохранения юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими фармацевтическую деятельность, а также государственными органами надзора и контроля фармацевтической деятельности.
Фармацевтическая услуга, являясь разновидностью профессиональных услуг, может оказываться только специалистом – провизором и фармацевтом, имеющими сертификаты, подтверждающие их профессионализм.
Организация, оказывающая фармацевтические услуги, должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.
Фармацевт и провизор несут ответственность за оказание фармацевтических услуг.
Фармацевтические услуги можно подразделить на:
1) информационные;
2) консультационные;
3) овеществленные.
Классификация | Суть и характеристика услуг |
Информационная | - Сведения общего характера (состав, производитель, показания, противопоказания, цена и др.) о лекарственном средстве, изделия медицинского назначения, БАД к пище и другой парафармацевтической продукции; - Сведения профилактической направленности (как осуществлять те или иные меры профилактики); |
Консультационная | - Чем руководствоваться при выборе ЛС, ИМН, БАД и другой парафармацевтической продукции; - Как правильно применять конкретный продукт; - Как лучше сочетать лекарственные и нелекарственные методы лечения; |
Овеществленная | - Непосредственный отпуск лекарственных средств, ИМН, БАД и другой парафармацевтической продукции. |
Фармацевтическая услуга – это работа, в процессе выполнения которой не создается новый лекарственный препарат, но может измениться его качество за счет информационно-консультационного сопровождения.
Фармацевтическая услуга является экономическим продуктом – это результат человеческого труда, участвует в процессе купли-продажи, сохраняя здоровье граждан, приносит совокупную пользу обществу.
Юридический аспект фармацевтической услуги характеризуется наличием исполнителя и заказчика.
Фармацевтическая услуга
Исполнитель Заказчик
субъект фармацевтического население, ЛПУ
рынка
Безопасность оказания фармацевтической услуги обеспечивается совокупностью требований к качеству профессиональных действий фармацевта (провизора) во время оказания услуги, а ответственность за причиненный потребителю ущерб может наступать независимо от времени его нанесения.
I. Система безрецептурного отпуска лекарственных средств является составной частью создаваемой в России регулируемой и управляемой системы самопомощи и самопрофилактики.
В современной аптеке удельный вес продаж лекарственных средств без рецепта и других товаров аптечного ассортимента составляет до 80% всей выручки аптеки.
Рост объема продаж ОТС-препаратов происходит потому, что:
1. повышается доступность ОТС-препаратов;
2. растет информированность населения;
3. повышается ответственность людей за свое здоровье и здоровье членов семьи;
4. люди стремятся к здоровому образу жизни.
В государствах ЕС (Европейского Союза) под «самолечением» понимают использование лекарств потребителем для лечения симптомов и нарушений, распознанных им самим. На практике – это лечение одного члена семьи другим, чаще это касается детей.
Все лекарственные препараты, используемые для самолечения и приобретаемые без рецепта врача, потребление которых связано с незначительным риском, называется «Домашней аптечкой».
Государство посредством самопомощи и самопрофилактики федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения:
1. Утверждает, публикует и массово распространяет перечни симптомов и недомоганий, устранение которых допускается без консультации врача;
2. Утверждает приказы, публикует и массово распространяет перечни лекарственных средств, разрешенных к применению без рецепта врача на территории РФ, и постоянно контролирует их соблюдение;
3. Организует систему обучения граждан самостоятельной заботе о своем здоровье;
4. Утверждает образовательные программы для фармацевтических и медицинских работников, для населения, направленные на повышение уровня профессиональных и общих знаний в сфере обращения ОТС-препаратов;
5. Утверждает стандарты на объем и характер информации о ОТС-препаратах и контролирует соблюдение этих стандартов
6. Принимает законодательные акты, относящиеся к “этичной” рекламе ОТС-препаратов, и контролирует их выполнение.