Тема: Основные понятия о фармацевтической услуге. Система самопомощи и самопрофилактики.

 

Основные вопросы темы:

1. Понятие о фармацевтической услуге;

2. Характеристика фармацевтической услуги. Виды фармацевтических услуг, их содержание;

3. Особенности фармацевтических услуг;

4. Понятие о самолечении, самопомощи и самопрофилактике.

 

Краткие сведения по теме:

Фармацевтические услуги – важнейший вид услуг здравоохранения.

Фармацевтическая услуга – это услуга, оказываемая населению и организациям здравоохранения юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими фармацевтическую деятельность, а также государственными органами надзора и контроля фармацевтической деятельности.

Фармацевтическая услуга, являясь разновидностью профессиональных услуг, может оказываться только специалистом – провизором и фармацевтом, имеющими сертификаты, подтверждающие их профессионализм.

Организация, оказывающая фармацевтические услуги, должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность.

Фармацевт и провизор несут ответственность за оказание фармацевтических услуг.

Фармацевтические услуги можно подразделить на:

1) информационные;

2) консультационные;

3) овеществленные.

 

Классификация Суть и характеристика услуг
Информационная - Сведения общего характера (состав, производитель, показания, противопоказания, цена и др.) о лекарственном средстве, изделия медицинского назначения, БАД к пище и другой парафармацевтической продукции; - Сведения профилактической направленности (как осуществлять те или иные меры профилактики);
Консультационная - Чем руководствоваться при выборе ЛС, ИМН, БАД и другой парафармацевтической продукции; - Как правильно применять конкретный продукт; - Как лучше сочетать лекарственные и нелекарственные методы лечения;
Овеществленная - Непосредственный отпуск лекарственных средств, ИМН, БАД и другой парафармацевтической продукции.

 

Фармацевтическая услуга – это работа, в процессе выполнения которой не создается новый лекарственный препарат, но может измениться его качество за счет информационно-консультационного сопровождения.

Фармацевтическая услуга является экономическим продуктом – это результат человеческого труда, участвует в процессе купли-продажи, сохраняя здоровье граждан, приносит совокупную пользу обществу.

Юридический аспект фармацевтической услуги характеризуется наличием исполнителя и заказчика.

 

Фармацевтическая услуга

Исполнитель Заказчик

субъект фармацевтического население, ЛПУ

рынка

 

Безопасность оказания фармацевтической услуги обеспечивается совокупностью требований к качеству профессиональных действий фармацевта (провизора) во время оказания услуги, а ответственность за причиненный потребителю ущерб может наступать независимо от времени его нанесения.

 

I. Система безрецептурного отпуска лекарственных средств является составной частью создаваемой в России регулируемой и управляемой системы самопомощи и самопрофилактики.

В современной аптеке удельный вес продаж лекарственных средств без рецепта и других товаров аптечного ассортимента составляет до 80% всей выручки аптеки.

Рост объема продаж ОТС-препаратов происходит потому, что:

1. повышается доступность ОТС-препаратов;

2. растет информированность населения;

3. повышается ответственность людей за свое здоровье и здоровье членов семьи;

4. люди стремятся к здоровому образу жизни.

В государствах ЕС (Европейского Союза) под «самолечением» понимают использование лекарств потребителем для лечения симптомов и нарушений, распознанных им самим. На практике – это лечение одного члена семьи другим, чаще это касается детей.

Все лекарственные препараты, используемые для самолечения и приобретаемые без рецепта врача, потребление которых связано с незначительным риском, называется «Домашней аптечкой».

Государство посредством самопомощи и самопрофилактики федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения:

1. Утверждает, публикует и массово распространяет перечни симптомов и недомоганий, устранение которых допускается без консультации врача;

2. Утверждает приказы, публикует и массово распространяет перечни лекарственных средств, разрешенных к применению без рецепта врача на территории РФ, и постоянно контролирует их соблюдение;

3. Организует систему обучения граждан самостоятельной заботе о своем здоровье;

4. Утверждает образовательные программы для фармацевтических и медицинских работников, для населения, направленные на повышение уровня профессиональных и общих знаний в сфере обращения ОТС-препаратов;

5. Утверждает стандарты на объем и характер информации о ОТС-препаратах и контролирует соблюдение этих стандартов

6. Принимает законодательные акты, относящиеся к “этичной” рекламе ОТС-препаратов, и контролирует их выполнение.