Контрольные задания

По разделам «Фонетика», «Орфография», «Морфемика»,

«Словообразование»

Задание №1.

Затранскрибировать текст, отметить все фонетические процессы, провести фонетический, орфографический, словообразовательный, морфемный и этимологический анализ выделенных слов.

Цифровые обозначения:

1 – фонетический анализ;

2 – морфемный анализ;

6 – орфографический анализ;

с – словообразовательный анализ;

* – этимологический анализ.

 

Образец.

Вариант 0

Ни на миг не прерывалась за тысячелетие волшебная нить языка, соединившая6* в одно целое предков1 и потомков, создавшая русское племя, русский народ и нацию. За это время русский язык стал одним из совершенных, отточенных2, гибких и полновесныхс языков мира.

Выпишите слово, образованное приставочным способом.

[н’и – н Λ – м’и к н’ь – п р’ ь р ы в а л ъ с’ з ъ – т ы с’ь ч иэ л’ э т’ и и ь в Λ л ш э б н ъ и ь н’и т’ и ь з ы к а / с ъ и ь д’и н’и ф ш ъ и ь в – Λ д н о ц э л ъ и ь п р’э т к ъ ф и – п Λ т о м к ъ ф /с Λ з д а ф ш ъ и ь р у с к ъ и ь п л’э м’ь / р у с к’и и н Λ р о т и – н а ц ы и у // з Λ – э т ъ в р’э м ь р у с к’и и и иэ з ы к с т а л Λ д н’и м и с ъ в’иэ р ш э н ы х / Λ т о. ч ь н ы х /г’и п к’и х и–п ъ л н Λ в’э с н ы х и ь з ы к о ф м’и р ъ // ]

1) __ –качественная редукция гласных;

2) [Λ т о. ч ь н ы х] – аккомодация гласного о в сильной позиции (под ударением);

3) [н’и – н Λ – м’и к / п р’э т к ъ ф/ и – п Λ т о м к ъ ф/ н Λ р о т /

и ь з ы к о ф] – оглушение на конце слова;

4) [с ъ и ь д’и н’и ф ш ъ и ь / п р’э т к ъ ф / с Λ з д а ф ш ъ и ь /

и с ъ в’иэ р ш э н ы х / г’и п к’и х ] – частичная ассимиляция по глухости.

предков1 [п р’э т к ъ ф ] – 7 звуков

[п] – согласный, шумный, глухой (парный – [б]), смычный, взрывной, губной, губно-губной, твердый (парный – [п’]);

[р’] – согласный, сонорный, звонкий, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий (парный – [р]);

[э] – гласный, ударный, полного образования, среднего подъема, переднего ряда, неогубленный;

[т] – согласный, шумный, глухой (парный – [д]), смычный, взрывной, переднеязычный, зубной, твердый (парный – [т’]);

[к] – согласный, шумный, глухой (парный – [г]), смычный, взрывной, заднеязычный, задненебный, твердый (парный – [к’]);

[ъ] – гласный, безударный (неполного образования), среднего подъема, среднего ряда, неогубленный;

[ф] – согласный, шумный, глухой (парный – [в]), щелевой, губной, губно-зубной, твердый (парный – [ф’];

[п р’э / т к ъ ф ]

1 3 4 1 1 4 1

[п р’э] – слог ударный, начальный, прикрытый, открытый, восходящий тип звучности;

[т к ъ ф] – слог безударный, конечный, прикрытый, закрытый, восходящее-нисходящий тип звучности (1141).

соединившая6 со1 е2ди3нив4ша5я – 5 орфограмм

1) буква «о» в приставке со- обозначает фонему /о/ в слабой позиции (проверка – собранный), написание базируется на морфонематическом принципе;

2) буква «е» в корне -един- обозначает гиперфонему / /, написание базируется на традиционном принципе;

3) буква «и» в корне -един- обозначает фонему /и/ в слабой позиции (проверка – единый), написание базируется на морфонематическом принципе;

4) буква «в» в суффиксе -вш- обозначает гиперфонему / /, написание базируется на традиционном принципе;

5) буква «а» в окончании -ая обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – большая), написание базируется на морфонематическом принципе;

полновесныхс

полновесных (прил.) полный, вес (сложение основ с суффиксацией)

отточенных2

1) причастие;

2) флексия -ых со значением мн. ч., род. п.;

3) основа словоформы отточенн-;

4) формообразующий суффикс -енн- (формы страдательного причастияпрошедшего времени);

5) основа слова отточ-;

6) родственные слова: заточка, точить, выточенный, точилка;

7) корневой морф -точ - связанный, алломорфов нет;

8) аффиксы: префикс от- со значением завершенности действия (ср.: отстоять, отыграть);

9) основа слова членимая, простая;

10) интерфиксов нет;

11) отточенных.

соединившая*

Современный морфемный состав: приставка со-, корень -един-, суффикс -и-, окончание -ая.

Этимологический анализ: современный корень един (один) представляет сложение основ ед- («только») и ин- («один, сам»). Буквально «совсем один». Произошло опрощение (соединение двух корней в один) в связи с выходом из употребления родственных слов (архаизацией).

Вариант 1

Поезд1 ушел быстро, его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышнос шума, точно все сговорились1,6 нарочно*, чтобы прекратить поскорее2 это сладкое1 забытье, это безумие2, и, оставшись один на платформе 6 и глядя в темную даль, Гуров слушал крик кузнечиков и гудение телеграфных проволок с таким чувством, как будто только что проснулся…

Выпишите два примера слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.

Вариант 2

…Он был растроган1, грустен и испытывал легкое6раскаяние2: ведь эта молодая женщина, с которой он больше никогда не увидится, не была с ним счастлива6; он был приветлив1* с ней и сердечен2, но все же в обращении с ней, в его тоне и ласках сквозила тенью легкая1 насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины, который к тому же почти вдвоес старше ее.

Выпишите два примера слов, образованных суффиксальным способом.

Вариант 3

Весь день провел в полку у летчиков. Преотличные* ребята. А вечером сидели с комендантом в комнатушке1 за его кабинетом и предавались его любимому занятию: пили чай.

Комендант - пожилой2 человек, сибиряк, из партийных работников. Он молчалив6 как камень и любит пить чай. Пьет, ей-богу, стаканов по десять. Пьет с блюдца, в которое дует, чтобы чай остыл. Пьет вприкуску1,2,с, сладкий1 чай презирает6: бурда.

Выпишите два примера слов, образованных приставочным способом.

Вариант 4

Ох, и канительная это служба: быть комендантом. Он еле держится на ногах, стоит разговору6 на мгновенье оборваться6, как он засыпает. Сколько больших и малых дел свалилось1 на его голову. В особенности пленные. Их приводят все больше и больше, выуживают из подвалов1, ловят на чердаках. Они выходят из леса. Кстати, одного эсэсовца-офицера вытащили даже из выгребной1 ямы, где он чуть не задохнулся2, и приволокли в совершенно*“очаровательном”2, с виде.

Выпишите прилагательные, образованные суффиксальным способом.

Вариант 5

В последние годы подробности стали исчезать1 из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых1 писателей. Но без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается тогда в сухую палку от копченого6 сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига уже нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности1 заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочьс, которая обычно ускользает2,6 от глаз, мелькнула бы крупно, стала видней2 всем.

Выпишите два примера слов, образованных суффиксальным способом.

Вариант 6

…Есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностьюс. Они заполняют свои сочинения грудами подробностей – без отбора1, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты1,6 любого человека* или любое явление. Например, чтобы дать представление2,6 о начавшемся1 крупном дожде, достаточно написать2, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Определите способ образования слова “отбор”.

Вариант 7

За тем, что происходило в котельной, наблюдали все рабочие, задержанные на заводском1 дворе. Отчаянная отвага одиночки1,2, перед которой оказались бессильными вооруженные легионеры, покорила сердца*. Сумрачные, измученные6 тяжелой6 работой люди чувствовали1 в сопротивлениис одного человека укор своей пассивности. А рев не давал2 забыть об этом ни на минуту. Теперь судьба Птахи глубоко тревожила всех. Восхищаться им стали открыто, особенно женщины.

Определите, какие слова образованы морфолого-синтаксическим способом (переход из одной части речи в другую).

Вариант 8

Художник сошел2 ночью на маленькой станции. Я вышел на платформу*попрощаться1, 2, С с ним. Светил керосиновый фонарь. Впереди1,6 тяжело дышал паровоз. Я позавидовал художнику и вдруг рассердился6 на всякие дела, из-за которых должен был ехать дальше и не мог остаться хотя бы на несколько дней в северной стороне1. Здесь каждая ветка вереска могла вызвать столько мыслей, что их хватило бы на несколько поэм в прозе.

Выпишите два примера слов, образованных приставочным способом.

Вариант 9

Хлестал в лицо осенний дождь. Низко1,6 ползли над землей серыеС, набухшие2 влагой тучи. Поздняя осень оголила1 лесные полчища темно-*, хмуро стояли старики грабы, пряча морщины коры под бурым мхом. Безжалостная1 осень сорвала с них пышные одеянья2, и стояли они голые и чахлые.Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. От каменной товарной платформы в лес уходила полоса разрыхленной6 земли. Муравьями облепили ее люди.

Определить способ образования наречий в данном тексте.

Вариант 10

Стеснилась6 грудь его. Чело

К решетке1 хладной прилегло.

Глаза подернулись туманом,

По сердцу пламень пробежал,

Вскипела кровь. Он мрачен стал

Пред горделивым1 истуканом

И, зубы стиснув1, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

“Добро, строитель чудотворный2! –

Шепнул он, злобноС задрожав6. –

Ужо тебе!” И вдруг стремглав*

Бежать пустился2.

Выпишите существительные, образованные суффиксальным способом.

Задание№2.

Выполните тест по орфографии, приготовьте объяснения.