Схема словообразовательного (деривационного) анализа

1. Назвать анализируемую часть речи.

2. Для семантически немотивированных слов – анализ окончен. Если мотивировано семантически анализируемое слово, см. п. 3.

3. Найти мотивирующее (ближайшее к мотивированному, но более простое по структуре однокоренное слово) слово.

4. Установить, какие форманты в составе лексической основы мотивированного слова находятся за пределами мотивирующей основы, и тем самым определить способ деривации.

5. Назвать деривационные средства – основные и сопутствующие.

6. Если оно является семантически немотивированным, анализ окончен. Если мотивирующее слово семантически мотивировано, см. п. 3.

7. Составьте словообразовательную цепочку.

Образец выполнения словообразовательного анализа

(Предлагаем сократить запись этого анализа следующим образом.)

Учительство (сущ.) – суффиксальным способом учитель (сущ.) – суффиксальным способом учить (гл.)

Возгордиться (гл.) – префиксальным способом гордиться (гл.) – суффиксально-постфиксальным способом гордый (прил.)

Подростковый (прил.) – суффиксальным способом + чередование о//с нулем звука в суффиксе -ок ← подросток (сущ.) – суффиксальным способом + чередование в корне о//а подрасти (гл.) – префиксальным способом расти

Упражнение 1. Сделайте словообразовательный анализ следующих слов.

Безветрие, вестник, пробежка, сыгранность, топь, носильщик, заочник. Безболезненный, иллюзорный, водянистый, отглагольный, внеучебный.

Заземлить, аукать, разахаться, обмундировать, рукодельничать, отоварить.

Втрое, по-хорошему, удивленно, поодиночке, хладнокровно.

Упражнение 2. Распределите слова по группам в соответствии со способом словообразования, к которому они относятся.

Весенний, предвесенний, весной, березовый, подберезовик, мыслитель, сегодня, вверх, сейчас, безостановочный, безошибочный, гостиная, без промаху, надомница, изумленный (взгляд), сослуживец, операционная, выход, синь, дважды.

Упражнение 3. Распределите данные слова по группам: 1) образованные аффиксальным способом; 2) образованные способом сложения; 3) образованные способом сложения и аффиксации. В скобках укажите производящие (мотивирующие) слова.

Образец. 1) водопроводчик (водопровод)

2) льносушилка (лен + сушилка)

3) землепроходец (земля + проходить)

Атомоход, властолюбивый, волнорез, глубокомысленный, дальневосточник, дальновидность, дальновидный, десятилетка, десятилетний, диванкровать, законодатель, летописец, птицелов, искусствоведческий, сухофрукты, первокурсник, железнодорожный.