Орфографический анализ

Для орфографического анализа необходимо выделить орфограмму(ы) в слове. В лингвистической литературе имеется несколько определений понятия орфограмма. Предлагаем следующие: 1) орфограмма – это написание, выбранное или еще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука;

2) орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу.

Особенности русской графики делают возможным выбор написания того или иного слова, но эффективное языковое общение в письменной форме возможно лишь при условии единообразного выбора возможных графических вариантов, что обеспечивается набором орфографических предписаний. В процессе орфографического анализа следует выделять орфограмму, имея в виду теоретическую возможность выбора написания, например: р а1 з2 б е3 ж а ть4 с5 я6 – в этом слове 6 орфограмм;

1 – возможен выбор «розбежаться»;

2 – возможен выбор «расбежаться»;

3 – возможен выбор «разбижаться»;

4 – возможен выбор «разбежатся»;

5 – возможен выбор «разбежаца»;

6 – возможен выбор «разбежатьса», «разбежатьсо».

О1 т2 с3,4 т о я5 н н6 а7 я – в этом слове 7 орфограмм;

1 – возможен выбор «атстоянная»;

2 – возможен выбор «одстоянная»;

3 – возможен выбор «оцтоянная»;

4 – возможен выбор «отзтоянная»;

5 – возможен выбор «отстоенная», «отстоинная»;

6 – возможен выбор «отстояная»;

7 – возможен выбор «отстоянноя».

Для формулировки правил, которым подчиняются орфограммы, необходимо повторить изученные ранее орфографические правила (для этого можно обратиться к рекомендованным в списке литературы лингвистическим пособиям). Однако имейте в виду, что некоторые орфограммы в школьном изучении толковались как рассчитанные на запоминание, а в действительности в таких случаях мы имеем дело с проверяемыми написаниями (например, приставки с-, по-, от-, под- и др., суффиксы -лив-, -ост- и др., окончания существительных, глаголов и др.). Из школьного опыта все знают, что в слове вода в корне пишется буква о, т.к. есть проверочное слово водный. Дело в том, что и в приставке по- в слове, например, поехать пишется буква о, потому что можно проверить словом поезд, и в суффиксе -лив- слова жалостливый пишется буква и, потому что есть проверочное слово болтливый, и в окончании существительного 1 склонения на парте в предложном падеже пишется буква е, потому что проверяем словом на реке. Так проверяется написание проверяемых гласных и согласных не только корня, но и приставок, суффиксов, окончаний, хотя в школьном учебнике в силу психологических и методических причин эти орфограммы предлагаются для механического запоминания. Это необходимо иметь в виду при формулировке орфографических правил.

Последним этапом орфографического анализа является установление принципа, на котором базируется то или иное правило. Для этого следует знать, что единицы русской графики непосредственно соотносятся не со звуками, а с фонемами. На этой особенности базируется основной принцип русской орфографии, смысл которого состоит в том, что в пределах морфемы графически одинаково обозначается ее фонемный состав независимо от звуковой реализации фонем. Основной принцип русской орфографии реализуется везде, где название буквы соответствует названию фонемы, ею обозначенной. На этом принципе основаны все проверяемые написания: чарующий – чары, подвал – подпол, нежность – злость, в постели – в степи и т.д.. Принцип проверки таков: звук слабой позиции проверяется сильной позицией (смотрите фонемный анализ); установив фонему, которая реализуется в данном звуке, её обозначают соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильных и слабых позициях в пределах одной и той же морфемы. В этом сущность основного принципа русской орфографии. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Этот принцип в учебной литературе именуется по-разному: морфологический (морфематический) , фонематический или морфонематический. Название морфологический ориентирует на зависимость написаний от морфологических характеристик слова, т.е. на единообразное написание морфем. Название фонематический устанавливает соотношение между буквами и фонемами. Наиболее удачным представляется термин морфонематический, т.к. в нем синтезируется соотносимость буквы с фонемой в пределах морфемы. Основной (морфонематический) принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Морфонематический принцип русской орфографии определяет написание большинства букв-орфограмм, поэтому это основной принцип передачи буквами фонемного состава слова (см. первый раздел орфографии).

Не все орфографические правила подчиняются морфонематическому принципу. В некоторых случаях проверка слабой позиции невозможна, т.к. в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: молоко, калитка, вокзал, красные, усидчивый и т.п. В этом случае выступает гиперфонема: м/о\а/локо, к/а\о/литка, во/к\г/зал и т.д. Морфонематический принцип орфографии здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения, т.к. выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. Написание в подобных случаях опирается на два принципа: морфонематический и традиционный (исторический).

Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией (историей). В школьной практике слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами и дают списками для запоминания. Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы, например: зарево – зори, поклонкланяться; выбор буквы ааря) или о (поклониться) в безударном положении определяется традицией. Таким образом, традиционные (исторические) написания воспроизводят сложившийся в прошлом графический облик слова или морфемы. При этом в современном русском письме традиционно сложившиеся написания каких-либо морфем единообразно воспроизводятся во всех родственных словах или в подобных морфемах других слов, что не противоречит морфонематическому принципу. Например: молоко, молочный, молочница, молоковоз и др.; усидчивый, обидчивый, переменчивый и др.; красные, большие, красивые и др.

Традиционные (исторические) написания можно подразделить на два разряда – собственно традиционные (исторические) и дифференцирующие. К собственно традиционным можно отнести следующие написания:

1) буквы, обозначающие гиперфонемы: горох, катастрофа, космонавт, собака и т.п.;

2) о – ев корне после шипящих: шорох, шепот, черный, чопорный, желудь и т.п.;

3) ы – ипосле ц: цирк, цитрусовый, цыган, цыпленок и т.п.;

4) правописание безударных гласных в корнях зар/зор, рос/раст, гор/гар, кос/кас, скоч/скак, лаг/лож, мок/мак, стил/стел, дир/дер, мир/мер, бир/бер, пир/пер, блист/блест, клон/клан и др.: заросли/зарастать, коснуться/касаться, вскочить/поскакать, расстелить/расстилать и др.;

5) о – а в суффиксах наречий типа : слева – налево, досуха – насухо и т.п.;

6) нн в суффиксах прилагательных –енн-,-онн- и н в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, а также исключения из этого правила: родственный, станционный, ветреный, кожаный, гусиный, деревянный и т.п.;

7) нн в суффиксах причастий в полной форме и н в краткой форме: проверенная, проверена и т.п.;

8) окончания -ого/-его в формах родительного и винительного падежей прилагательных и местоимений и в слове сегодня: большого, синего, моего и т.п.;

9) ь у глаголов после шипящих в разных формах: живешь, отрежь, намажься, стеречь и т.п.;

10) ь в наречиях, частицах на шипящую: навзничь, сплошь, лишь, бишь и т.п. и некоторые другие написания.

Дифференцирующие традиционные (исторические) написания выполняют функцию разграничения слов или их грамматических форм. Сюда можно отнести следующие случаи:

1) е – и в суффиксах глаголов: обессилеть (лишиться сил) – обессилить (лишить сил кого-то другого) и т.п.;

2) частицы не – ни : Куда она только не обращалась! Куда она только ни обращалась, никто ей не помог.

3) приставки при-/пре- в омофонах: прибывать (приезжать) – пребывать (находиться), приемник – преемник и т.п.;

4) двойные и одинарные согласные в омофонах: бал – балл, сума – сумма, и т.п.;

5) строчная и прописная буква у собственных и нарицательных существительных: надежда – Надежда, орел – Орел и т. п.;

6) н в краткой форме страдательных причастий и нн в краткой форме прилагательных: Она воспитана отцом. Она умна и воспитанна.

7) ь после шипящих у существительных 3 склонения и его отсутствие у существительных 2 склонения: рожь, дочь, нож, кирпич и т.п. и некоторые другие написания.

В противоречии с морфонематическим принципом орфографии находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, т.е. пишем то, что слышим. К таким написаниям можно отнести следующее:

1) о – а в приставках рас-/рос-, раз-/роз-: расписать – роспись, разыграть – розыгрыш и т.п.;

2) с на конце приставок: разбить – распить, изрезать – искусать и т.п.;

3) о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах существительных, прилагательных и наречий: плащом – тучей, большой – хорошей, купцом – ситцем, сучок – платочек, парчовый – ситцевый, горячо – блестяще т.п.;

4) и – ы в корне слова после приставок на согласную: играть – сыграть, искать – розыск и т.п.;

5) и в окончаниях дательного и предложного падежей существительных 1склонения на -ия и предложного падежа существительных 2склонения на

-ие, -ий: (посвящено) армии, на экскурсии, в произведении, о санатории и т.п.;

6) ы после ц : хлопцы, куцый, Синицын и т.п. и некоторые другие написания.

Таким образом, самый большой раздел орфографии – передача буквами фонемного состава слова – базируется на основном принципе русской орфографии – морфонематическом, а также традиционном (историческом) и фонетическом. Правила, регулирующие раздельные, слитные и полуслитные написания, выходят за рамки трех рассмотренных принципов орфографии. Общее правило слитного или раздельного написания простое: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании – раздельно. Но во многих случаях трудно решить, отдельные ли перед нами слова или части слова. Для переходных или неясных случаев введены дефисные (полуслитные) написания. Многие написания этого раздела противоречивы. Советуем обратиться для повторения этого и остальных разделов орфографии к рекомендуемым в списке пособиям и справочникам.

Рассмотрим, как устанавливаются принципы орфографии в процессе орфографического анализа:

р а1 з2 б е3 ж а ть4 с5 я6 – 6 орфограмм;

1) буква «а» в приставке раз- обозначает фонему /о/, написание базируется на фонетическом принципе;

2) буква «з» в приставке обозначает фонему /з/ в слабой позиции (проверка – разрезать), написание базируется на морфонематическом принципе;

3) буква «е» в корне обозначает фонему /э/ в слабой позиции (проверка – бег), написание базируется на морфонематическом принципе;

4) буква «ь» указывает на мягкость фонемы, обозначенной предшествующей буквой «т», написание базируется на морфонематическом принципе;

5) буквы «т», «ь», «с» обозначают фонему /т’/ в слабой позиции (проверка – бежать) и фонему/с’/ в сильной позиции, написание базируется на морфонематическом принципе;

6) буква «я» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – начался), написание базируется на морфонематическом принципе.

О1 т2 с3,4 т о я5 н н6 а7 я – 7 орфограмм;

1) буква «о» обозначает фонему /о/ в слабой позиции (проверка – отдых), написание базируется на морфонематическом принципе;

2) буква «т» обозначает фонему /т/ в слабой позиции (проверка – отмыть), написание базируется на морфонематическом принципе;

3) буквы «т», «с» обозначают фонему /т/ в слабой позиции (проверка – отогреть) и гиперфонему /с\з/ в слабой позиции, написание базируется на морфонематическом принципе;

4) буква «с» обозначает гиперфонему /с\з/, написание базируется на традиционном (историческом) принципе;

5) буква «я» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – отстоять), написание базируется на морфонематическом принципе;

6) буквы «нн» обозначают фонему /н/ в сильной позиции, написание базируется на традиционном (историческом) принципе;

7) буква «а» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – большая), написание базируется на морфонематическом принципе.