Тема: Швартовное устройство судна. Экспериментальная оценка формулы Эйлера.

Лабораторная работа №1

Цель работы: ознакомление с характеристиками и физическим явлением используемом в швартовном устройстве.

 

Задача: определить коэффициент трения f между канатом (швартовым) и круговым металлическим цилиндром (кнехтом) и взаимосвязь силы трения с параметрами швартовного устройства (диаметром кнехта d, углом охвата кнехта швартовым канатом α, материала элементов в зоне контакта).

Краткая теория:

Одним из основных конструктивных элементов швартовного устройства является швартов - гибкая нить в виде растительного, синтетического или стального каната (троса), сплетенного из отдельных элементов (кáболок и прядей). Швартов является основным элементом для крепления судна к береговым сооружениям (причалу, пирсу) или таким же судам в море.

С помощью петли (όгона) на одном из концов (подаваемого на берег) швартов крепится на береговом вертикальном металлическом цилиндре (кнехте). Вторым концом (остающимся на судне) швартов крепится безузловымспособом на судовом кнехте (представляющим собой вертикально стоящий одиночный или спаренный металлический цилиндр).

Основное преимущество безузлового крепления швартова перед узловым и другими способами состоит в том, что он дает возможность наиболее быстрого крепления и мгновенной отдачи (или ослабления) швартова при экстренных ситуациях. За счет силы трения между канатом и кнехтом минимальным усилием Т2 после кнехта и удерживается максимальноеусилие сопротивления судна Т1, создаваемое им до кнехта.

При этом, чем больше угол охвата α и чем больше витков n охвата швартовым кнехта, тем усилие трения больше и тем меньшее усилие требуется для удержания судна у причала.

Соотношение усилия Т2 , удерживающего судно и силы Т1 сопротивления судна подчиняется зависимости, описываемой формулой Эйлера:

Т2 = Т1е- fn,

где - угол охвата кнехта швартовым,

f - коэффициент трения скольжения швартова о кнехт .

Т1 – усилие сопротивления швартуемого судна, (усилие до кнехта),

Т2 – усилие, удерживающее судно, (усилие после кнехта);

n – количество витков охвата кнехта швартовым.

Ход работы:

Оборудование:

1)металлические цилиндры, трех различных диаметров d1, d2, d3, моделирующие кнехты;

2)струбцины для закрепления цилиндров на рабочем столе;

3)канаты пеньковый и капроновый различной толщины, моделирующие швартовы;

4)грузы Т1 весом 3, 5 и 8 кг, моделирующие силу сопротивления швартуемого судна;

5)динамометр со стрелочным индикатором типа ДПУ 002-2.

Т2 – усилие, моделирующее усилие удержания судна, фиксируемое на шкале динамометра 5.

 

Рис.1

Т2

               
   
     
   
 
 
 

 


 
 

Т1
Т1

Т2

т2

90о 135о 180о

Рис.2