Задание

Выберите статью из периодической педагогической печати. Со­ставьте назывной план. Используя план как основу, составьте тези­сы. Представьте работу в следующей форме:

 

План Тезисы
   

Конспектирование.В русском языке немало слов, корень кото­рых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает нача­ло, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, пре­дельном сокращении, свертывании информации и заключен глав­ный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2].

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки. '

Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее
в сокращенном виде;

- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное
для решения учебной или исследовательской задачи;

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);



- упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­
альными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы
(доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержа­ние текста. Каковы различия между ними?

Различия между тезисами и конспектом

Конспект Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохране­ния в памяти. Сжимает, «уплотняет» оригиналь­ный текст.

Тезисы

Содержат основные мысли ав­тора текста в форме утвержде­ния или отрицания. В каждом положении заключа­ется одна мысль.

Служат для сохранения в памя­ти и как основа для дискуссии. Выделяются, «извлекаются» из текста.

Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой более исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Правила конспектирования

• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

• Написать исходные данные источника, конспект которого
будет составляться.

• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

• Выделить информативные центры внимательно прочитанно­
го текста.

• Продумать главные положения, сформулировать их своими
словами и записать.

• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами
из текста.

• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную
мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.


 


 

• Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи­
сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­
кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­
курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на
полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться
в тексте, например: ! — важно; е1с — и т.д.; ех — например; ? —
сомнение, вопрос; ИВ — важный теоретический материал; Р8 —
приписка, написанная после; А — ново; □ — выучить; и др.

• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­
ния и уточнения.

• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного

текста.