Задание
Выберите статью из периодической педагогической печати. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:
План | Тезисы |
Конспектирование.В русском языке немало слов, корень которых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2].
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки. '
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее
в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное
для решения учебной или исследовательской задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специ
альными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы
(доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержание текста. Каковы различия между ними?
Различия между тезисами и конспектом
Конспект Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохранения в памяти. Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст. |
Тезисы
Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания. В каждом положении заключается одна мысль.
Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. Выделяются, «извлекаются» из текста.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Правила конспектирования
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого
будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанно
го текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими
словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами
из текста.
• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную
мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
• Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи
сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни
кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со
курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на
полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться
в тексте, например: ! — важно; е1с — и т.д.; ех — например; ? —
сомнение, вопрос; ИВ — важный теоретический материал; Р8 —
приписка, написанная после; А — ново; □ — выучить; и др.
• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле
ния и уточнения.
• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного
текста.