Административно-правовые основы управления таможенным делом.
Служба в таможенных органах является разновидностью государственной гражданской службы. В ч. 2 ст. 325 ТК РБ установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Гостаможенному комитету РБ, которым присваиваются персональные звания, распространяется зак-во о госслужбе в той мере, в которой их правовое положение не определено ТК.
Порядок и условия прохождения службы определяются Президентом РБ, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов.
Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.
Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
Создание и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.
Основные функции таможенных органов:
1. осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2. взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
3. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
4. осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
5. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др.;
7. осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
8. ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
9. обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела…
78. Понятие и виды органов общего управления на месном уровне
В систему механизма государственного управления входят органы местного управления.
Органы местного управления образуют единую систему, состоящую из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Председатель исполнительного комитета является одним из видов органов местного управления. Вторым видом считается местная администрация.
Исполнительный комитет определяется как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, посёлка, сельсовета. Признаки исполнит комитета: территориальный, исполнительный и распорядительный.
Исполкомы – коллегиальные органы и органы общей компетенции.
Существует 3 вида исполнительных комитетов:
1) первичный- сельские, поселковые, городские
2) базовый уровень- городские, районные
3) областной уровень- областные и Минский городской.
Вторым видом органов местного управления является местная администрация- коллегиальный, общей компетенции орган местного управления, состоящей из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.
К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов. Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности.
Основные особенности органов местного управления:
1) призваны осуществлять местное управление;
2) действуют в пределах административно- территориальной единицы: области, района, города, посёлка, сельсовета.
3) являются низшим звеном в системе органов государственного управления;
4) представляют значительную часть местных органов государственного управления