Административные правоотношения.

В процессе государственного управления складываются об­щественные отношения. Те из них, которые урегулированы нор­мами административного права, получили название администра­тивно-правовых, или управленческих отношений. Административно-правовые отношения— это не любые обще­ственные отношения, а управленческие, складывающиеся по по­воду и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых «стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав» .

Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:

1) управленческие;

2) возникают по поводу государственного управления;

3) регулируются нормами административного права;

4) имеют властные характеристики;

5) требуют наличия особых субъектов.

В административно-правовых отношениях, как и в любых иных общественных отношениях, наличествуют стороны (участники), именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность— это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот­ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. Под правоспособностью обычно понимают (применительно к нашей теме) способность иметь права и обязанности в сфере госу­дарственного управления, иначе говоря — управленческие права и обязанности. Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия.

А. Носители исполнительной власти:

1) главные;

2) основные;

3) специальные;

4) исключительные;

5) особые.

К главнымотносятся те, которые наделены верховной административной властью. Такой властью обладает только Президент Республики Беларусь как глава государства.

Основнымисубъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.

К специальнымсубъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.

К исключительнымпричисляются субъекты, у которых госу­дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос­новной деятельностью — прокуратуры, суды и т.д.

Особымисубъектами представляются администрации госу­дарственных предприятий, учреждений и организаций, трудовые коллективы, а также иные подобные субъекты.

Б. Носители субъективных прав и обязанностей в государствен­ном управлении:

1) граждане Республики Беларусь;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, проживаю­щие в Республике Беларусь;

3) общественные объединения и им подобные организации.
Вторая группа (носители субъективных прав и обязанностей

в государственном управлении) объединяет субъекты, которые являются стороной в административно-правовых отношениях, но не наделены исполнительной властью.