Тема 2. Понятие «несовершеннолетний». Особенности правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних

 

Подход к пониманию правового положения несовершеннолетнего в обществе формировался в течение веков. Отношение к детям как к пассивным объектам родительской заботы постепенно приобретает новое качество. Становится очевидным, что ребенок - это личность, и его умение жить в обществе во многом определяется предоставлением ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя, свои способности.

Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Дети чаще вступают в фактические, а не общественные отношения. Однако они также участвуют в общественных отношениях и прямо, и опосредованно (через своих законных представителей, например), только закрепленный нормативом порядок взаимодействия сторон устанавливается с поправкой на особенности физического и психического развития, «неразумения» ребенка.

Родители (и лица, их заменяющие) являются и фактически, и юридически представителями собственных детей. Когда взрослый человек вступает в правоотношения не только от своего имени, но и от имени своих детей, то совпадение их интересов при этом презюмируется. Другими словами, ранее права ребенка институциализировались в основном через его семейно-правовой статус.

Рассмотрим определение понятий правоспособности и дееспособности применительно к ребенку. Правоспособность возникает не ранее, как с момента появления на свет человека. «…Не зародыш, а родившийся ребенок оказывает влияние на юридические отношения, причем это влияние относится к тому моменту, когда он был еще зародышем»[28]. Исключением является неродившийся ребенок, который еще в пору беременности матери относится к числу наследников[29].

Учитывая, что физическая и психическая зрелость человека наступает нескоро после его рождения, в первое время своего существования человек, как и всякое другое существо, является совершенно беспомощным и без содействия других лиц фактически обречен на гибель. Необходимая помощь может быть организована в обществе двояким образом: входит в обязанности родителей и оказывается непосредственно обществом, в котором человек рождается.

Правоспособность согласно статье 17 Гражданского кодекса РФ признается в равной мере за всеми гражданами[30] независимо от их возраста, состояния здоровья, пола, религиозной принадлежности и т.п. Это неотъемлемое свойство человека, живущего в государстве. Следовательно, по российскому законодательству несовершеннолетний обладает правоспособностью с момента появления на свет. Непременный признак правоспособности физических лиц - ее неотчуждаемость. Что касается дееспособности, то это уже не совсем природное свойство, а готовность к совершению определенных действий и поступков, предусмотренных законом; признанная законом способность нести обязанности. К данным действиям государство допускает всех и каждого, за исключением граждан, не способных совершать разумные действия, отдавать себе отчет в том, что и для чего они делают. Поэтому ради более гибкого правового регулирования отношений с участием этих лиц вводятся такие понятия, как полная и частичная дееспособность.

В соответствии со статьей 60 Конституции РФ граждане РФ могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Отсюда дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ч.1 статьи 21 ГК РФ)[31]. Именно с этим возрастом связано наступление всех показателей зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая физическим состоянием; психическая, свидетельствующая об умении разумно руководить своими действиями, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная, позволяющая самостоятельно участвовать в жизни общества.

В отличие от ранее действовавшего Гражданского кодекса РСФСР установлены другие возрастные критерии при определении дееспособности ребенка. Отныне несовершеннолетние делятся на три группы: малолетние, не достигшие возраста 6 лет; не достигшие 14 лет и подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 28 Гражданского кодекса РФ, именуемая «Дееспособность малолетних», причисляет малолетних в возрасте до 6 лет к полностью недееспособным, без всяких на этот счет исключений, за которых почти все сделки могут совершать от их имени родители либо заменяющие родителей в установленном законом порядке лица (опекуны, приемные родители). Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет, относящиеся, по общему правилу, к недееспособным, все-таки в порядке исключения обладают некоторой самостоятельностью.

Согласно пункту 2 статьи 28 Гражданского кодекса РФ они могут совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

При анализе приведенный выше текста ГК РФ можно обнаружить отсутствие четких границ в определении тех действий, которые разрешаются малолетнему в возрасте от 6 до 14 лет. Гражданский кодекс РФ не определяет, каковы признаки мелкой бытовой сделки, так как они во многом зависят от уровня материальной обеспеченности и ценностных ориентаций семьи, где находится ребенок и т.п. Нет ясности и в вопросе, какие сделки направлены на безвозмездное получение выгоды, тем более, когда их совершает малолетний. Некоторая уязвимость текста рассматриваемой статьи Гражданского кодекса РФ в определенной степени ограничивает возможности внутрисемейного воспитания ребенка.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет значительно шире, поскольку речь идет о подростках, приближающихся к совершеннолетию. Поэтому их законные представители призваны оказывать им помощь в осуществлении их прав, обязанностей, возникающих на основе юридических фактов. Пункт 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ дает перечень прав, при распоряжении которыми несовершеннолетний самостоятелен, свободен независимо от согласия (несогласия) родителей (законных представителей) на совершение сделок. К ним относятся: право распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; возможность осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; право вносить в соответствии с законом вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; право совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 Гражданского кодекса РФ; по достижении 16 лет быть членом кооператива (в соответствии с законами о кооперативах).

На совершение подростком всех других сделок, предусмотренных гражданским законодательством, требуется письменное согласие его законных представителей. Это правило наиболее последовательно действует, когда сделка подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации. Все остальные сделки практически совершаются без всякого на то одобрения, выраженного в письменной форме. Что касается последующего письменного подтверждения, то эта норма практического применения не имеет.

При наличии достаточных оснований в некоторых случаях ограничение дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется судом, если ребенок не может самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. То есть не существует единого порядка ограничения дееспособности физических лиц. Но в любом случае он основывается на законе и реализуется в рамках либо судебной, либо административной деятельности.

Наступление полной дееспособности по достижении совершеннолетия относится к общему правилу, которое выходит за рамки гражданско-правового регулирования и распространяется на все отношения, регулируемые с помощью других отраслей права. Свидетельством превращения правовых предписаний относительно дееспособности в гибкий инструмент правового регулирования служат возможные отступления от существующих на этот счет положений общего характера. Имеется в виду наступление полной дееспособности ранее обозначенного в Законе срока. Так, согласно части 2 статьи 21 Гражданского кодекса РФ допускается приобретение дееспособности в полном объеме, во-первых, при досрочном вступлении в брак (статья 13 СК РФ), во-вторых, после эмансипации подростка, достигшего 16-летнего возраста (статья 27 ГК РФ). Принято, что в любом случае, когда брак заключен в установленном порядке, полная дееспособность наступает автоматически. К тому же дееспособность в полном объеме сохраняется и после расторжения брака. «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет». При этом не исключается признание недееспособным бывшего супруга на общих основаниях (статья 29 ГК РФ) или ограничение его дееспособности (статья 30 ГК РФ). Аналогично положение дел, когда брак признается недействительным. Понятия «эмансипация» и «совершеннолетие» нетождественны, если только они не совпадают по времени.

Как отмечено, гражданским законодательством предусмотрено ограничение дееспособности. Оно распространяется, во-первых, на несовершеннолетних; во-вторых, на лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Поэтому представляется важным, что при определении специфики дееспособности несовершеннолетнего корректнее будет использовать термин «неполная (или частичная) дееспособность», несмотря на установленную юридическую терминологию ограничения прав в законном порядке. Поскольку «присутствие» в российском законодательстве несовершеннолетних в одном ряду с людьми, страдающими психическими расстройствами, нетрудоспособными взрослыми косвенно, определенным образом умаляет правовой статус ребенка.

Для целостности восприятия правомочности несовершеннолетнего можно предложить следующую формулировку: его правоспособность дополняется дееспособностью родителя или его законного представителя. Отмечая сложность и тонкость правовых взаимоотношений детей и их законных представителей в части совпадения их интересов, необходимо сделать ряд акцентов[32]. В процессе правового регулирования отношений между родителями (или лицами, их заменяющими) и детьми должны быть решены две взаимосвязанные задачи. Законодательство должно учитывать лично-доверительную природу отношений этих лиц, поэтому государственное вмешательство в эту сферу должно быть минимальным. С другой стороны, при угрозе интересам детей со стороны родителей или других членов семьи, не говоря уже о фактическом нарушении прав несовершеннолетних, должны включаться действенные юридические механизмы защиты этих прав. Следует также учитывать признаваемое многими специалистами в области семейного права фактическое юридическое неравенство детей и их законных представителей. Даже с точки зрения возрастных, психологических, социальных и других характеристик, отношение родитель – ребенок нельзя признать отношениями равных субъектов[33].

В логическом аспекте содержание понятия «ребенок» («дети»), в отличие от термина «несовершеннолетний», не исчерпывается возрастной оценкой субъекта. Это понятие включает в себя также характеристику его социальной связи с родителями. В результате в нормативно-правовых актах применяется понятие «ребенок» («дети») в двух аспектах: как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), соответственно «дети» как множественное число определенного в законе понятия «ребенок», и как биологическое родство с родителем (в данном случае возраст роли не играет). Однако различия между ними нигде не проводится.

 

Выводы

Специфика правоспособности и дееспособности несовершеннолетних основывается на следующих ключевых положениях:

-ребенок, как и всякий человек, гражданин, обладает правоспособностью от рождения;

-в силу недостаточного возрастного физического и психического развития, ребенок не может быть полностью дееспособным, т.е. он не способен к осмысленному, действенному, волевому акту, предполагающему элемент ответственности;

-правовой вакуум в контексте обеспечения реализации интересов практически невозможен, следовательно, неполная дееспособность должна компенсироваться, дополняться дееспособностью взрослого или взрослых, в юридическом смысле, их (детей) законных представителей, обладающих полной дееспособностью.

В процессе исследования правового положения несовершеннолетних прослеживается явная тенденция рассматривать недостижение ребенком определенного возраста не как средство ограничения его прав, а в качестве причины установления дополнительных гарантий их реализации.

Таким образом, в качестве юридического термина для обозначения субъектов, еще не перешедших в разряд взрослых, представляется верным использование понятие «несовершеннолетний» с конкретизацией, по необходимости, принадлежности его к определенной возрастной группе: «несовершеннолетние до 14 лет», «несовершеннолетние от 14 до 18 лет», «лицо, не достигшее 16-летнего возраста» и т.п. Это будет способствовать единообразному толкованию норм законодательства.

 

Вопросы и задания для самоподготовки и самостоятельной работы:

1.Несовершеннолетний как субъект права и субъект правоотношений.

2. Понятия правоспособности и дееспособности применительно к ребенку.

3. Особенности правосубъектности несовершеннолетних.

4. Понятие «малолетнего» в гражданском праве.

5. Объем дееспособности несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет. Приведите примеры законодательно разрешенных сделок.

6. Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Примеры реализации прав, соответствующих ГК РФ.

7. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация). Необходимые документы. Последствия.

8. Правосубъектность несовершеннолетних, вступивших в брак.


Тема 3. Международно-правовые стандарты в области защиты прав ребенка. Роль принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего гражданина России

 

В Конституции РФ (часть 4 статьи 15) закреплено: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». С учетом того, что права человека, в том числе и несовершеннолетнего, в современном мире регулируются не только национальным, но и международным правом, обратимся к международным документам по защите прав ребенка.

К тому же государство обязано защищать детей не только потому, что это закреплено в нормах международного права, следовать которым Россия обязалась в своей Конституции, но и потому, что всякая разумная власть должна заботиться о воспроизводстве населения.

Сегодня принят целый ряд международных правовых актов, касающихся обеспечения и защиты прав и свобод человека, как всеобщего, так и регионального характера, которые (в силу того, что ребенок тоже человек) имеют отношение и к несовершеннолетним. Нас в большей степени будут интересовать международные документы, специально посвященные самостоятельному субъекту права и объекту защиты со стороны «взрослых» - несовершеннолетнему. Это Конвенция о правах ребенка 1989 года; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 года[34]; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде), 1990 года[35]; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 года[36] и другие.

Разработка и кодификация международных норм, относящихся к правам детей, начата в 1924г., когда Ассамблея Лиги Наций приняла Женевскую Декларацию[37] прав ребенка, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного, физического развития.

Особое значение имеет факт создания в 1945 году Генеральной Ассамблеей ООН Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)[38]. В 1959 году ООН принята Декларация прав ребенка, посвященная исключительно несовершеннолетним[39]. Декларация содержит принципиальные правила: равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Здесь перечислены права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту, особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации); в качестве самостоятельных выделены положения, касающиеся его права на воспитание в семье. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Конвенция ООН «О правах ребенка» – основополагающий международно-правовой акт в области защиты прав и законных интересов ребенка – принята после многолетней подготовки[40] 20 ноября 1989г. Основной смысл документа заключается в том, что дети рассматриваются не как объекты, а как субъекты правоотношений, самостоятельно действующие граждане, что необходимо признать прогрессивным. Эта новация раскрывается в следующих положениях:

- дети, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;

- дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни: физическом, духовном, социальном и культурном;

- дети должны быть вовлечены в социальную жизнь, восприниматься как активные участники всего, что затрагивает их интересы, и быть полностью свободны в выражении своего мнения. Они имеют право, чтобы с ним считались;

- наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии любых решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей.

Конвенция, будучи первым международным универсальным межгосударственным соглашением, возложила на государства правовую ответственность за их действия в отношении детей, тем самым, придав проблемам и решениям, связанным с областью защиты прав ребенка, новый политический статус[41].

Чтобы большинство из этих стандартов могло осуществиться даже в рамках существующего законодательства, все лица, имеющие отношение к детям, должны неукоснительно следовать основному принципу Конвенции: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (статья 3).

Второй важнейший принцип рассматриваемого международно-правового акта - признание специальной охраны и заботы, включая надлежащую правовую защиту, в которой нуждается ребенок ввиду его физической и умственной незрелости (преамбула Конвенции). Ряд положений Конвенции «удваивает» эту особую защиту (заботу и помощь) в двух случаях: по отношению к детям, лишенным семейного окружения, т.е. оставшимся без попечения родителей (статья 20), и в отношении неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка (статья 23). В первом случае речь идет об обязанности государства в соответствии со своими национальными законами обеспечить «замену ухода за таким ребенком» (ч.2 статьи 20).

К основополагающим принципам следует отнести также принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18), а также принцип признания государством за каждым ребенком права на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27).

Все положения Конвенции о правах ребенка, направленные на максимальную защиту прав и интересов детей, можно свести к четырем основным требованиям, соблюдение которых должно, по мнению международного сообщества, обеспечить права детей: выживание; развитие; защита; обеспечение активного участия в жизни общества[42].

Поскольку Конвенция о правах ребенка подписана СССР 26 января 1990 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.[43], Российская Федерация выступила преемником международно-правовых обязательств Советского Союза.

Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») приняты ГА ООН 10 декабря 1985г., резолюция № 40/33. «Пекинские правила», регулирующие расследование и судебное разбирательство уголовных дел несовершеннолетних, поощряют их прекращение на самых ранних стадиях расследования с передачей материалов в соответствующие «общественные или иные службы» и рекомендуют «по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентными органами власти» (Правило 11). Данные правила поощряют санкции, не связанные с лишением свободы, позволяющие избежать суда (и таким образом контактов с официальной системой правосудия) тем детям, которые не совершали тяжких преступлений. При этом «Пекинские правила» исходят из того, что «помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока» (Правило 19).

Пекинские правила представляют собой основополагающие нормы-принципы, касающиеся общих для всех государств-участников ООН минимальных стандартных правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, или ювенальной юстиции. Правила регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

Цели правосудия в отношении несовершеннолетних: «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетних и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

Основная идея Пекинских Правил - в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений. Через воспитание и социализацию, восстановление его прав на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д. вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе.

К важнейшим нормам-принципам можно отнести: экономию уголовной репрессии; обеспечение приоритета назначения воспитательных мер воздействия; привлечение всех ресурсов семьи для исправления несовершеннолетнего; требование эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом; «принцип соразмерности» мер воздействия не только с характером совершенного правонарушения, но и с особенностями личности правонарушителя и обстоятельствами правонарушения; применение мер, альтернативных задержанию; специализацию процедур уголовного производства в отношении несовершеннолетних; развитие и координацию службы правосудия в отношении несовершеннолетних; специальную подготовку и квалификацию персонала всех служб, занятых в работе с несовершеннолетними и молодежью; постоянный анализ и мониторинг эффективности работы и др.

Несмотря на значительные льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Пекинскими Правилами, правосудие в отношении несовершеннолетних, основано не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей.

В продолжение Пекинских правил составлено «Руководство ООН»[44], целью которого является введение в действие пятнадцати показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних.

Инициатива в проведении работы по адаптации «Руководства ООН» к российской правовой системе исходила от судейского сообщества, поскольку важное значение имеют ориентиры, в соответствии с которыми обеспечивается единство правоприменительной практики, единые показатели, по которым оценивается система правосудия в отношении несовершеннолетних с точки зрения ее соответствия процессу национального развития России. Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации сборник «Руководства ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних», изданный на русском языке, в июле 2010 года был направлен во все верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, а также в Советы судей субъектов Российской Федерации для сведения и изучения.

Практическая значимость для России сбора и оценки показателей заключается в том, что появляется возможность проведения мониторинга состояния всей российской системы правосудия в отношении несовершеннолетних, получения полной информации о положении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, анализа действующей политики в области правосудия в отношении несовершеннолетних и эффективности мер реагирования на преступления несовершеннолетних и их предупреждение, выявление сфер деятельности, нуждающихся в реформировании и совершенствования законодательства в соответствии с имеющимися потребностями страны.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) содержат следующие принципиальные положения: предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе; тесное сотрудничество органов власти и гражданского общества с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи; необходимость формирования собственно антикриминогенных навыков у несовершеннолетних и молодежи через участие в законной социально полезной деятельности и выработку гуманистического взгляда на общество и жизнь; интеграция всех детей и молодых людей через семью, общину, школу, трудовую деятельность, добровольные организации; направление усилий всего общества на гармоничное развитие подростков, поощрение развития личности «с раннего детства». Большое значение имеет определение уровней осуществления мер по профилактике преступности несовершеннолетних. Данный документ позволяет проследить взаимосвязь степени реализации прав ребенка, профилактики правонарушений несовершеннолетних и реинтеграции вступивших в конфликт с законом несовершеннолетних.

С целью оказания помощи государствам в осуществлении положений Конвенции о правах ребенка, Пекинских правил, Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, а также Эр-Риядских руководящих принципов разработаны Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (приняты на заседании Экономического и Социального Совета 21 июля 1997г.) В них сделан акцент на ответственность государств-участников Конвенции о правах ребенка за реализацию ее основных положений; совершенствование сотрудничества между правительствами, учреждениями системы ООН и членами гражданского общества; отчетность и открытость всех действий, использование соответствующих ресурсов и информации; предупреждающие действия на основе эффективных профилактических мер.

При анализе процесса приведения национального законодательства и практики в соответствие с принципами и нормами международных документов следует обратить внимание на определенную сложность инкорпорации их положений. Конвенцию о правах ребенка целесообразно воспринимать не только как мерило и критерий правового положения ребенка в нашей стране, но прежде всего и как программу на ближайшее время, примерять ее «на вырост» к условиям сегодняшних реалий, учитывая специфику Российского государства и соотнося с нашими возможностями. Тем более что в Конвенции содержатся оговорки: «при условии наличия ресурсов» (статья 23), «в пределах своих возможностей» (статья 27) и т.п. Опять же отдельные формулировки (например, в статьях 9 и 19) недвусмысленно говорят о намерении создателей Конвенции защитить детей от родителей и не только от всех форм жестокости и насилия, но и от такого их поведения, которое вовсе не является криминальным. Защита ребенка от «отсутствия заботы или небрежного обращения и эксплуатации» в силу неопределенности того, что считается «эксплуатацией» и «отсутствием заботы», позволяет подвести под это определение семьи неугодных людей. В Конвенции наличествует ряд неясных формулировок, в частности, «все необходимые меры», «в соответствии с возрастом и зрелостью» и т.д.[45]

Соединенные Штаты Америки, непосредственно участвуя в создании Конвенции о правах ребенка, подписали ее только 16 февраля 1995 г., но до сих пор не ратифицировали. По мнению американских законодателей, Конвенция радикальный и опасный документ, предоставляющий возможность неограниченного вмешательства со стороны правительства в семейную жизнь «как наиболее опасную угрозу правам родителей в истории Соединенных Штатов», «неограниченную программу по уничтожению родительской власти», «оружие в руках людей с извращенными взглядами»[46].

Подобные высказывания мы слышим и от наших законодателей. Так, председатель Комитета ГД ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина озабочена неопределенностью ряда терминов Семейного кодекса РФ[47]. Неясно, что понимать под «невыполнением или ненадлежащим выполнением родителем своих обязанностей» «злоупотреблениями со стороны родителей» (лиц, их заменяющих). Термин «жестокое обращение» законом четко не определен, что создает возможности для различных толкований и злоупотреблений.

В связи с этим нельзя не сделать особый акцент на специфике как самого субъекта права – ребенка, так и на отношениях, в которые вступает несовершеннолетний во всех сферах общественной жизни. Речь идет о личностно-доверительной окраске этих отношений, прежде всего семейных, которые далеко не всегда можно урегулировать правом.

Как известно, в настоящее время установлена развернутая система международного контроля выполнения государствами своих обязательств в области прав человека. Так, в соответствии с Конвенцией ООН О правах ребенка в 1990 г. создан Комитет по правам ребенка. В Российском государстве уже многое сделано по реализации положений Конвенции о правах ребенка в национальном законодательстве. Свидетельством тому стали Семейный кодекс РФ[48], Уголовный кодекс РФ[49], ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[50], ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[51], ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[52], Указ Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»[53], Постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» №1 от 1.02.2011 г.[54] и другие. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы[55].

В то же время приходится констатировать, что рекомендации Комитета по правам ребенка Российскому государству не всегда находят отражение в решениях законодательных органов. Так, Комитетом ООН еще в 1998 году рекомендовано ускорить процесс реформирования российского законодательства с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса[56], чего не произошло до сих пор. Предложение рассмотреть на федеральном уровне вопрос об Уполномоченном по правам ребенка воплощено в реальность в 2009 году. (Институт Уполномоченного по правам человека действует в России с 1997 года).

 

Выводы

К настоящему времени принят целый ряд международных правовых актов, касающихся обеспечения прав ребенка и правосудия в отношении несовершеннолетних. Выполняя взятые международно-правовые обязательства, Российская Федерация посредством законотворческого процесса пытается гарантировать детям выживание, защиту, развитие и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего гражданина России заключается в том, что вышеназванные документы дают не только толчок в известной мере к переосмыслению государственной политики в отношении подрастающего поколения в условиях глобализации, но и предлагают стандарты, определенную модель. И только от государства-участника международных правовых актов будет зависеть успешность реализации предлагаемых технологий работы с несовершеннолетними, сообразуясь с условиями сегодняшних реалий и собственными интересами и возможностями, учитывая национальную, географическую, экономическую и т.д. специфику государства.

 

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1. Причины необходимости изучения и соблюдения международно-правовых стандартов в области защиты прав ребенка.

2. Значение и роль ООН в постановке проблемы и технологиях защиты прав ребенка.

3. Структура и основные положения Конвенции о правах ребенка.

4.Основные принципы Конвенции о правах ребенка, определяющие политику в отношении детей, как универсального межгосударственного соглашения.

5. Степень и проблемы реализации основных положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.

6. Основополагающие нормы-принципы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, изложенные в Пекинских правилах.

7. Каковы особенности процедур уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в соответствии с Пекинскими правилами?

8.Содержание и значение Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

9.Характеристика уровней осуществления мер по профилактике преступности среди несовершеннолетних.