Тема 1. Понятие «ребенок» («дети»), «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в системе наук о человеке. Становление и развитие института защиты прав детей в России

Для конкретизации правового статуса ребенка в отраслевом законодательстве необходимо комплексное использование достижений различных общественных наук, относящихся к сфере человековедения: демографии, семьеведения, педагогики, культурологии, социологии, психологии, педагогики, педиатрии и других. Причем в контексте определенного конкретно-исторического периода, обусловленного социально-экономическим развитием, определяющим духовно-культурное состояние общества. Ребёнок первоначально становится объектом медицинских исследований и только потом личностью, заслуживающей внимания. Поэтому для получения искомой информации требуется привлечение данных комплекса наук о человеке, тем более что представители большинства из них свидетельствуют о критическом состоянии детей современной России.

Понятия «ребенок», «дети», «подростки», «несовершеннолетние» широко употребляются в научной литературе. «Дети» - это множественное число от слова ребенок. Этимологически это слово имеет несколько значений. Для данного исследования интерес представляют мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества[5]. Иногда детьми называют младшее, подрастающее поколение людей[6]. В определении понятия «дети» разночтений у ряда специалистов (педиатров, психологов, психоневрологов, психиатров, социологов, педагогов, экспертов медико-социальной экспертизы и других) не отмечается. Например, в социологии понятие «дети» означает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности[7]. Предваряя определение правового понятия «дети», отметим, что с юридической точки зрения, речь идет о детях, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Об этом говорится в международном праве и национальном законодательстве: Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и др.

«Подростки» - это дети подросткового (отроческого) возраста. В определении понятия «подростки» существенных разночтений также не отмечается. Однако хронологические границы этих возрастов нередко определяются по-разному. В отечественной психиатрии возраст от 14-ти до 18-ти лет называется подростковым, а в психологии подростковый возраст – от 10-11 до 14-15 лет.

В педагогической литературе встречается следующая возрастная периодизация: младенчество – до 1 года жизни; дошкольники – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст от 6 до 10 лет как бы завершает непосредственно детский период; далее следует подростковый возраст – 11-14 лет и отдельно исследуется старший школьный подростковый период, куда относятся дети 15-18 лет, причем у девочек подростковый возраст заканчивается примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков[8].

Международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет)

Нормами международного и российского права термин «подросток» объективно не определен. Содержание данного понятия латентно раскрывает правоприменительная практика в социальной сфере и сфере труда. Правоприменительные органы (структуры) характеризуют подростка как лицо в возрасте от 14 до 18 лет, способное трудиться на законных основаниях.

В основе данной периодизации возрастного развития детей лежит предложенный А.Н. Леонтьевым психологический принцип: каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим типом его деятельности, которая тесно связана с местом, занимаемым ребенком в системе общественных отношений[9].

В филологии возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля «подростки» определяются как «дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет»[10]. В древнерусском языке слово «отрок» - подросток обозначало и дитя, и подростка, и юношу.

Говоря о разнообразии в определении возрастных категорий детей, необходимо отметить важную для юриста деталь: возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово «отрок» (буквально – «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Периодизация развития и представления о свойствах и возможностях индивидов разного возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

В целом период взросления определяется совокупностью различных факторов: социально-экономических, биологических, психофизиологических, национальных, этнокультурных и др. И в разных правовых сферах он разный, что во многом предопределяется особенностями регулируемых правом отношений.

Понятие «несовершеннолетний» имеет отношение только к праву и в других отраслях знаний как научное понятие не употребляется. «Несовершеннолетние» с юридической точки зрения – это лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности. Например, в словаре В. Даля несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 21 года. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет.

Анализ положений, содержащихся в научной литературе, показал: в настоящее время существуют дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок». Дифференцированное определение базируется на перечне основных эмпирических характеристик искомого понятия и признает, что «ребенок» - это развивающееся человеческое существо от рождения до возраста 10-ти лет. Это определение вытекает из данных медико-социально-психологических исследований. Далее следует понятие «подросток», хотя многие ученые отмечают, что возрастные границы детства увеличились с 11 до 18 лет, как в медицинском, так и в социальном плане[11].

Интегрированное же определение, будучи попыткой обобщенного подхода к понятию «ребенок», предполагает, что «ребенок» - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Впервые это определение появилось в Конвенции о правах ребенка, а потом в Семейном кодексе РФ (статья 54). Далее в 1998 г. это же определение употребляется в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[12].

Таким образом, в отличие от правоведения, в большинстве общественных наук имеет место дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния.

Молодежь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Под термином молодежь понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Социальная сущность молодежи определяется с точки зрения ее роли в общественном воспроизводстве.

С точки зрения ювенологии[13], молодежь - это социально-демографическая группа общества, сознание и поведение которой может быть исследовано и объяснено только с учетом диалектической взаимосвязи биологических свойств и качеств молодого поколения и социально-экономических условий жизни в конкретном обществе. Главная особенность молодежи в том, что она находится в стадии «активной социализации». Называются следующие возрастные характеристики: подростки («дети подросткового возраста») – 14-17 лет включительно, собственно молодежь – 18-29 лет включительно. Основной группой риска является молодежь от 15 до 24 лет.

В 90-е годы прошлого столетия началась работа по разработке основ законодательства, регулирующего правовое положение молодежи. «Прорывом»[14] в отечественном законодательстве стал первый специальный закон, посвященный только молодежи – Закон СССР от 16 апреля 1991 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». В результате в 1999 году Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» и одобрен Советом Федерации. До принятия данного закона, продекларировавшего основные права молодежи и обязанности перед ней государства, работа с молодыми людьми чаще всего строилась на основе законодательств субъектов Российской Федерации с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий. Однако Закон был отклонен Президентом РФ[15] и позднее снят с дальнейшего рассмотрения.

С позиции социализации, воспитания гражданско-ответственной личности, профилактики правонарушений несовершеннолетних наибольший интерес представляет подростковый период (отрочество), который часто называют «трудным» возрастом, или, по словам Ж.-Ж. Руссо, «вторым рождением». С одной стороны, это классический трудный возраст, сопровождаемый наибольшими расхождениями между поведением подростка и его самооценкой; с другой стороны, этот возраст особенно «пластичен». Поэтому он благоприятен для различных воздействий, главное, чтобы эти воздействия не были асоциальными.

Подход к восприятию ребенка как субъекта права предполагает исследование процесса воспитания ребенка, становления его как личности.

Вследствие того, что долгое время личность заслонялась семьей, общиной, государством и не получила своего правового определения, правовое регулирование положения детей осуществлялось через институт семьи. Специалисты в области семьеведения и демографии отмечают: несмотря на широкий круг формальных структур, участвующих в социализации личности, приоритет в этой сфере до сих пор принадлежит особому институту общества - семье. Семья - это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (прежде всего с экономикой, политикой, правом, идеологией, культурой), семья постоянно изменяется. В то же время ее развитие обладает относительно самостоятельным характером.

По российскому законодательству семья находится под защитой государства[16]. Российское законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

По мере изменения социального статуса семьи существенно деформировались и ее функции: социально-экономическая, репродуктивная, социокультурная, социально-психологическая и другие. В период преобладания натурального хозяйства дети были экономически выгодны семье сначала как участники производства, затем как основные работники и наследники, обеспечивающие родителей в старости, т.е. преобладала экономическая мотивация рождения детей.

Современное внимание к проблемам защиты прав ребенка, своеобразный «культ детства» имеют свой генезис, свою историю, исходным пунктом которой была ситуация, в точности до наоборот. Это видно из эволюции отношения к детской смертности[17]. Умерщвление ребенка в древних обществах (инфантицид) было естественной нормой и диктовалось экономической необходимостью выживания семьи в условиях малопроизводительного труда. Ребенок в силу физической и умственной беспомощности часто становился объектом ритуального убийства – жертвоприношения. В качестве примера можно привести «идеальное» государство Платона, в котором уничтожали младенцев не только с телесными недостатками, но и рожденных от «худших родителей»[18]. Обычаи Спарты оправдывали смерть такого ребенка тем, что «жизнь не нужна ни ему самому, ни государству»[19]. Исследования русского фольклора позволяют обнаружить так называемые «смертные колыбельные»[20]. Можно предположить, что они были эффективным средством «демографической политики» древних, а именно: либо приговором больному, слабому, лишнему ребенку, либо средством испытания его на «живучесть», на волю к жизни. Общеизвестно, что в России в медицинской науке до ХVIII в. бытовало убеждение о ненужности лечить ребенка до 2-х лет, поскольку им еще распоряжается бог или природа.

Все это отражает реальную ситуацию, когда веками традиционно дети считались низшими существами, безраздельно, как другие виды собственности, принадлежащие взрослым. За детьми не признавалось право на автономное существование, им отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение.

Историческое развитие культуры привело к коренному перевороту в восприятии самого ребенка. На основе гуманистического мировоззрения ребенок становится символом жизни, творчества, спасения, владеющим преимуществом времени; воплощением ангельской чистоты, простоты и целомудрия[21]. Здесь возникают решающие предпосылки обращения к проблемам детского развития, воспитания нового человека. Показателен факт связанности начала истории борьбы с детской смертностью с началом истории развития капитализма.

Развитие национального законодательства о детях[22] нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования брачно-семейных отношений, которое на Руси основывалось на нормах обычного права, подвергавшемуся сильному воздействию канонического права. Выделим наиболее важные «вехи» в развитии положений, касающихся несовершеннолетних.

Продолжая поддерживать принципы домостроя, Соборное уложение 1649 г. обязывало родителей обучать своих детей. Эти обязанности распространялись на представителей дворянства и купечества. Нововведения Петра I в сфере регулирования семейно-брачных отношений, безусловно, носили позитивный характер, их целью было не только экономическое укрепление института семьи, но и забота о физическом и нравственном здоровье будущих детей. Петр I пытался покончить с ранними браками и специальным указом повысил брачный возраст: для мужчин - до 20 лет, для женщин - до 17 лет.

Следующий этап государственно-правового регулирования семейно-брачных отношений наступил после введения в 1832 г. Свода Законов Российской империи, а именно, книги первой Свода «О правах и обязанностях семейственных». Устанавливался брачный возраст для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет.

Реформы в 60-70-х гг. XIX в. при всей их важности и значении для преобразования феодального права в буржуазное, по сути, сохранили существовавшее своеобразное разграничение функций церкви и государства в регулировании брачно-семейных отношений. Церковные правила о семье и браке почти полностью совпадали с государственными законами. Так, церковь осуждала браки без согласия родителей; государство не только запрещало такие браки, но по жалобе родителей подвергало непослушных детей тюремному заключению, лишало их права наследования и т.д.

До конца ХIХ в. особенно тяжелым, почти бесправным, было положение «незаконнорожденных» детей[23]. Что касается опеки, то она осуществлялась на сословных принципах и сословными органами. Дворянская опека обладала значительными средствами и использовала их для поддержания ослабевших дворянских семей.

В конце XIX-начале XX вв. изменилось законодательство об усыновлении. Усыновителю необходимо было получить согласие не только супруга, родителей усыновляемого, но и самого усыновляемого, если он был старше 14 лет. С 1902 г. разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей. Усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, которое переходило только к кровным родственникам.

Победа Октябрьской революции 1917 г. ознаменовала начало коренных реформ института семьи. Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г.[24], носившие учредительный, конституционный характер, принципиально по-новому решали наиболее существенные вопросы правового регулирования отношений, связанных с браком и семьей. Российская республика впредь признавала лишь гражданские браки. Тем самым закреплено одно из принципиальных положений советского брачно-семейного законодательства. Советское государство провозгласило важным принципом равноправие мужчины и женщины; было провозглашено равенство внебрачных детей, что также являлось одним из основных положений советского брачно-семейного законодательства.

В принятом в 1918 г. Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве впервые воспитание детей рассматривалось не как «частное дело» родителей, а как их долг и обязанность перед обществом и государством. Имущественные отношения между родителями и детьми строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители не имели права на имущество детей. Кодекс обязывал родителей предоставлять нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание. Совершеннолетние и трудоспособные дети в свою очередь были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям. Усыновление временно запрещалось из-за опасности использования этого института для эксплуатации сирот, беспризорных, детей батраков и т.д.

Семейный кодекс РСФСР 1927 г. в отличие от Кодекса 1918 г. признавал фактический брак наравне с зарегистрированным при условии его судебного установления. Существенных изменений в правовое положение несовершеннолетних Кодекс не привнес.

Можно заключить, что до второй половины 30-х гг. Россия не имела четко выраженной семейной политики. Затем начинается период, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. Так, 1 ноября 1969 г. был введен в действие новый Кодекс о браке и семье РСФСР[25], одной из основных целей которого являлось способствование охране интересов матери и детей.

В Конституции СССР 1977 года (статья 53) впервые конституционное закрепление получило положение о том, что семья находится под защитой государства[26]. Большое место отводилось также установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей и обязанностей детей по содержанию родителей; подчеркивалось, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66). Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Но Конституция СССР не содержала конкретно сформулированного понятия защиты семьи, хотя в ней и были представлены составляющие элементы семьи (статьи 53, 35, 66), а также признавалась необходимость защиты семьи как важнейшей социальной ячейки.

 

Выводы

В отличие от правоведения, для большинства общественных наук характерна дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния. Интегрированное определение, в котором делается попытка обобщенного подхода к искомому понятию: «ребенок» - гражданин (человек), не достигший совершеннолетия (18-ти лет) – впервые применяется в российском законодательстве, а именно в Семейном кодексе РФ, как аналог термина «несовершеннолетние».

Предполагаемый хронологическим возрастом уровень развития индивида прямо или косвенно определяет его социальный статус. Но в любом случае имеет место как бы «уменьшение» социального статуса ребенка по сравнению с взрослым индивидом, тогда как в соответствии с международно-правовыми актами и Конституцией РФ они равны, более того, социальный и правовой статус ребенка должен быть большим в плане повышенной, особой защиты.

Возрастная дифференциация детского периода заметно варьируется в зависимости от уровня развития общества. Подростковая возрастная группа - наиболее важный возрастной слой (страт) в процессе социализации.

Сопоставление части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой «ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия)», и статьи 21 Гражданского кодекса РФ, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: понятие «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в российском законодательстве как равнозначные.

При исследовании проблем правового положения, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи необходимо учитывать следующие принципиальные положения: единство и взаимосвязь правового положения несовершеннолетних и молодежи; необходимость учета специфики каждой из возрастных категорий; в отсутствие правового понятия молодежи решение заданной научно-практической задачи может быть осуществлено через призму исследования правового положения несовершеннолетних, так как основные черты молодежи с точки зрения их творческого потенциала, участия в жизни общества совпадают с основными характеристиками несовершеннолетних как будущего любого государства и общества. В любом случае молодежь выступает как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия[27].

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1. Характеристика современной социально-экономической ситуации в России, и ее влияние на развитие молодого поколения.

2. Теоретические предпосылки формирования правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации.

3. Сущность критического состояния детей современной России.

4. Понятия «ребенок», «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в гуманитарных науках.

5. Дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок».

6. Роль социализации в формировании статуса (правового и социального) личности.

7. Статус детства. Его основные характеристики.

8. Значение семьи как социального института для становления личности несовершеннолетнего.

9. Эволюция отношения к ребенку. Анализ историко-культурологической литературы

10. Понятие «молодежь». Его основные характеристики.

11. Понятие института защиты прав ребенка. Социальный и правовой механизмы защиты.

12. Трактовка правового положения несовершеннолетних в историко-правовых памятниках.

13. Положение детей в условиях Древней Руси.

14. Положение детей в период Московского государства.

15. Новации в правовом и социальном статусе детей России времен Петра I и Екатерины II.

16. Защита прав ребенка в СССР: основные характеристики.

17. Особенности правового положения несовершеннолетних в современной России.