Кризисы профессионального становления личности
Кризис | Факторы детерминирующие кризис | Способы преодоления |
Кризис учебно–профессиональной ориентации (14-15 или 16-17лет) на стадии оптации | Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения. | Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений. |
Кризис профессионального выбора (16–18 или 19-21 лет) на стадии профессионального образования | Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально–экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. | Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно–профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии. |
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 или 21-23 года) на стадии оптации | Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. | Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Смена специальности и профессии. |
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудностями ее удовлетворения. | Повышение социально-профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности. |
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации | . Неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, должность. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. | Повышение социально-профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу. |
Кризис социально – профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства | Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально – профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации. | Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверх нормативная социально–профессиональная активность. Смена профессиональной позиции. |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60лет) на стадии утраты профессии | Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально–профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | Социально–психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно–полезную деятельность. |
Траектория профессионального становления, его интенсивность определяется в процессе преодоления кризисов. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуацию. Интенсивность переживания кризиса определяется активностью личности и устройством психологического жизненного мира индивида (внешние и внутренние условия жизнедеятельности). Человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Вместе с тем, существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпосылки к оптимальному преодолению кризиса, или по крайней мере препятствовать развитию социально деструктивных путей разрешения (алкоголизм, невротизация, психопатизация, противоправное поведение и т.д.).
Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать разнообразные профессионально обусловленные деформации, т.е. искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе или другим людям. Все это в свою очередь влияет на продуктивность профессиональной деятельности, снижает мотивацию к ней.
С.Л. Рубинштейн, изучая жизненный путь личности выделил две стратегии: ситуативную и личностную(6) . Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жизненных ситуациях полагается на случай, на везение, на друзей и т.д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активности. Личностная же предполагает проявление активности в процессе жизнедеятельности, определенное самостроительство своей биографии. Только личностная стратегия способствует самореализации личности, ее самоосуществлению. Если в первом случае человек чаще всего подстраивает свою мотивационную сферу под свершившиеся поступки, то при личностной стратегии мотивы являются первичными по отношению к тому или иному выбору.
У людей с ситуативной жизненной стратегией процесс переживания кризиса сопровождается установлением мрачной окраски мировоззрения, с переструктурированием системы ценностей. Восприятие окружающей действительности и своего внутреннего мира искажается, преобладают "черные" тона. Стойкое снижение уровня оптимизма преграждает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем . Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам-с рассмотрением событий, условий и анализом динамики ситуации как бы со стороны. Динамика развития кризиса рассматривается при этом восприятии действительности как не допускающая активного вмешательства заинтересованного лица. Такая скованность собственной воли, якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся условий и событий, вызывают снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей. Это вызывает снижение конструктивных тенденций в психике человека, разумное планирование деятельности теряет свое значимость и в конце концов в некоторых ситуациях исчезает вовсе(падает до нуля, исключая попытки активизации).
У людей с активной жизненной стратегией психика беспрепятственно включает имеющуюся у индивида систему личностной психологической защиты и на том или ином уровне совершенства корригирует поведение человека. Это способствует наилучшей адаптации личности к процессу переживания кризиса и приводит к снижению интенсивности отрицательной гаммы эмоций, к более оптимистичному восприятию действительности. С этой точки зрения, кризис у людей с активной жизненной стратегией, чаще разрешается конструктивно.
2. Профессионально обусловленные деструкции личности.
Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.).
Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций.
Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:
· отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
· дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
· низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
· рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
· ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
· появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
· прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности (5).
Таким образом, профессиональные деструкциии нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда.
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций. Проблема профессиональных деформаций и станет предметом нашего научного анализа. Рассмотрим психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.
1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже вмотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску "кардинальных" методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.
Стереотипы - неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.
Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. При неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию. Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.
4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома "эмоционального сгорания"(8). Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием может стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. На развитие деструкций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.
7. Деструкции обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов
8. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
* социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
* нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
* профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров тому много, что фатальной неизбежности профессионального старения нет. Это действительно так. Но нельзя отрицать очевидного: физическое и психологическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства.
Таким образом, мы определили основные детерминанты профессиональных деструкций специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.