Кризисы профессионального становления личности

Кризис Факторы детерминирующие кризис Способы преодоления
Кризис учебно–профессиональной ориентации (14-15 или 16-17лет) на стадии оптации Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения. Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений.
Кризис профессионального выбора (16–18 или 19-21 лет) на стадии профессионального образования Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально–экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно–профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии.
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 или 21-23 года) на стадии оптации Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Смена специальности и профессии.    
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудностями ее удовлетворения. Повышение социально-профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности.
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации . Неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, должность. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. Повышение социально-профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу.  
Кризис социально – профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально – профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации. Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверх нормативная социально–профессиональная активность. Смена профессиональной позиции.
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60лет) на стадии утраты профессии Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально–профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Социально–психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно–полезную деятельность.  

 

Траектория профессионального становления, его интенсивность определяется в процессе преодоления кризисов. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуа­цию. Интенсивность переживания кризиса определяется ак­тивностью личности и устройством психологического жизненного мира инди­вида (внешние и внутренние условия жизнедеятельности). Человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Вместе с тем, существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпо­сылки к оптимальному преодолению кризиса, или по крайней мере препятс­твовать развитию социально деструктивных путей разрешения (алкоголиз­м, невротизация, психопатизация, противоправное поведение и т.д.).

Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать разнообраз­ные профессионально обусловленные деформации, т.е. искажение конфигурации личностного про­филя за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отно­шений к себе или другим людям. Все это в свою очередь влияет на продуктивность профессиональной деятельности, снижает мотивацию к ней.

С.Л. Рубинштейн, изучая жизненный путь личности выделил две стратегии: ситуативную и личностную(6) . Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жиз­ненных ситуациях полагается на случай, на везение, на друзей и т.д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активнос­ти. Личностная же предполагает проявление активности в процессе жизне­деятельности, определенное самостроительство своей биографии. Только лич­ностная стратегия способствует самореализации личности, ее самоосущест­влению. Если в первом случае человек чаще всего подстраивает свою моти­вационную сферу под свершившиеся поступки, то при личностной стратегии мотивы являются первичными по отношению к тому или иному выбору.

У людей с ситуативной жизненной стратегией процесс переживания кризи­са сопровождается установлением мрачной окраски мировоззрения, с пе­реструктурированием системы ценностей. Восприятие окружающей действи­тельности и своего внутреннего мира искажается, преобладают "черные" то­на. Стойкое снижение уровня оптимизма преграж­дает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем . Ре­альное планирование уступает место мрачным прогнозам-с рассмотрением событий, условий и анализом динамики ситуации как бы со стороны. Динами­ка развития кризиса рассматривается при этом восприятии действитель­ности как не допускающая активного вмешательства заинтересованного ли­ца. Такая скованность собс­твенной воли, якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся условий и событий, вызывают снижение самооценки, ощущение незначительности и ма­ловажности собственных возможностей. Это вызывает снижение конструктивных тенденций в психике человека, разумное планирование дея­тельности теряет свое значимость и в конце концов в некоторых ситуаци­ях исчезает вовсе(падает до нуля, исключая попытки активизации).

У людей с активной жизненной стратегией психика беспрепятственно включает имеющуюся у индивида систему личностной психологической защи­ты и на том или ином уровне совершенства корригирует поведение челове­ка. Это способствует наилучшей адаптации личности к процессу пережива­ния кризиса и приводит к снижению интенсивности отрицательной гаммы эмоций, к более оптимистичному восприятию действительности. С этой точки зрения, кризис у людей с активной жизненной стратегией, чаще разрешается конструктивно.

2. Профессионально обусловленные деструкции личности.

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выпол­нение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной дея­тельности оказывают травмирующее воздействие на психику (напри­мер, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возмож­ность аварии, психическая напряженность труда и др.).

Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение од­ной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выпол­нения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций.

Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения про­фессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкций:

· отставание, замедление профессионального развития сравни­тельно с возрастными и социальными нормами;

· дезинтеграцию профессионального развития, распад професси­онального сознания и как следствие - нереалистические цели, лож­ные смыслы труда, профессиональные конфликты;

· низкую профессиональную мобильность, неумение приспосо­биться к новым условиям труда и дезадаптацию;

· рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отс­тает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но ме­шает отсутствие целостного профессионального сознания);

· ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;

· искаженное профессиональное развитие, появление ранее от­сутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и ин­дивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

· появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной пози­ции);

· прекращение профессионального развития из-за профессио­нальных заболеваний или потери трудоспособности (5).

Таким образом, профессиональные деструкциии нарушают целост­ность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрица­тельно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному разви­тию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, свя­занные со старением, профессиональные деформации, профессиональ­ную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда.

Сенситивными периодами образования профессиональных де­формаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направ­ленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения акти­визируют процесс образования профессиональных деформаций. Пробле­ма профессиональных деформаций и станет предметом нашего научного анализа. Рассмотрим психологические детерминанты профессиональных деформаций личности.

1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренят­ся уже вмотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожи­дания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представ­ления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску "кардинальных" методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной деза­даптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности спе­циалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осу­ществления профессиональных функций, действий, операций. Они уп­рощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее оп­ределенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют форми­рованию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно конста­тировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.

Стереотипы - неизбежный атрибут профессионализации специа­листа; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает мо­мент, когда профессиональное бессознательное превращается в сте­реотипы мышления, поведения и деятельности.

Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. При неожиданном измене­нии ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического поло­жения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию. Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

4. К психологическим детерминантам профессиональных деформа­ций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопреде­ленностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровож­даются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огром­ного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вы­теснение, проекция, идентификация, отчуждение.

5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоцио­нальная напряженность профессионального труда. Часто повторяющие­ся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может при­вести к развитию профессиональных деструкций.

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревож­ности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики полу­чило название синдрома "эмоционального сгорания"(8). Этот синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работни­ков. Его следствием может стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.

6. На развитие деструкций специалиста большое влияние оказы­вает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интел­лекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижает­ся. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа про­изводственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способ­ности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профес­сиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.

7. Деструкции обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуаль­но-психологичес­ких особенностей, эмоционально-волевых характерис­тик. Причинами образования предела развития могут стать психоло­гическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетво­ренность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием мораль­ных стимулов

8. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в об­ласти психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психо­логического старения человека:

* социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, из­менении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм по­ведения, росте потребности в одобрении и др.;

* нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг сво­его поколения и др.;

* профессиональное старение, которое характеризуется невосп­риимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств тру­да и производственных технологий, снижением темпа выполнения про­фессиональных функций и др.

Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров тому много, что фатальной неизбежности профессионального старе­ния нет. Это действительно так. Но нельзя отрицать очевидного: физическое и психологическое старение деформирует профессиональ­ный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вер­шин профессионального мастерства.

Таким образом, мы определили основные детерминанты професси­ональных деструкций специалиста. Это стереотипы мышления и дея­тельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы пси­хологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, заме­щение, идентификация. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития дест­рукций является сама профессиональная деятельность. Каждая про­фессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.