Расчет на прочность по напряжениям изгиба.

По напряжениям изгиба рассчитывают только зубья колеса, как менее прочные. Червячное колесо представляют как косозубое, при этом водят дополнительные поправки:

  • Зуб червячного колеса прочнее, чем зуб косозубого приблизительно на 40%.
  • Червячная пара хорошо прирабатывается.

Материалы и допустимы напряжения. В связи с высокими скоростями скольжения и неблагоприятными условиями смазки материалы червячной пары должны иметь антифрикционные свойства, износоустойчивость и пониженную склонность к заеданию. Червяки изготовляют из углеродных или легированных сталей. Наибольшую нагрузочную способность имеют пары, в которых витки червяка термообработаны до высокой твердости (закалка, цементация и т.п.) с последующим шлифованием.

Червячные колеса изготовляют преимущественно из бронзы, реже из латуни или чугуна:

  • Оловянные бронзы типа ОФ10-1, ОНФ и другие считаются наилучшими материалами для червячных колес, но они дорогие и дефицитные, их применяют в передачах с большими скоростями скольжения .
  • Безоловянистые бронзы, например алюминиево-железистые типа БрАЖ9-4 и прочие, имеют повышенные механические характеристики, но сниженные противозадирные свойства. Их применяют в паре с твердыми (> 45 HRC) шлифованными и полированными червяками для передач со скоростями).
  • Чугун серый или модифицированный применяют при преимущественно в ручных поводах.