VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1. Студент должен иметь представление о сущности эстетического отношения и о месте искусства в системе культуры.
2. Знать особенности литературы как вида искусства.
3. Иметь представление о литературном произведении как художественной системе, знать ее подсистемы и основные структурные связи между ними.
4. Владеть первичными навыками анализа поэтики произведений.
5. Владеть основной литературоведческой терминологией.
6. Знать основополагающие труды классиков мирового и отечественного литературоведения.
VIII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое эстетическое сознание? Чем оно отличается от других видов общественного сознания?
2. Основные эстетические категории.
3. Уровни эстетического сознания. Эстетический вкус и эстетический идеал.
4. Теории происхождения искусства.
5. Стороны и функции искусства в жизни общества.
6. Место искусства в системе культуры.
7. Специфика предмета, содержания и языка искусства.
8. Процесс художественной коммуникации и его составляющие.
9. Чем определяется творческая индивидуальность художника?
10. Специфика художественного восприятия. Аристотель о катарсисе.
11. Литература как вид искусства, ее отличие от других видов. Лессинг о специфике литературы.
12. Белинский о пафосе искусства.
13. Соотношение вечного и исторического, общечеловеческого и социального в искусстве.
14. От чего зависит и как проявляется пафос в художественном произведении?
15. Что такое элитарное и массовое искусство, литературная классика?
16. В чем заключается народность искусства? Как исторически менялось содержание этого понятия?
17. Природа образного мышления, особенности психических образов, слово и представление. А. Потебня о внутренней форме слова.
18. Эстетическая сущность и ассоциативная структура художественного образа. Основные виды словесно-образных ассоциаций (показать на примерах).
19. Основные качества художественного образа.
20. Что такое изобразительность и выразительность? Как они соотносятся в словесном художественном образе?
21. Характер условности художественного образа: какие уровни условности присущи образу?
22. Виды словесных художественных образов (по степени сложности).
23. Структура художественного содержания и художественной формы. Понятие «содержательной формы».
24. Как соотносятся содержание и форма в историко-функциональном и индивидуально-творческом аспектах?
25. В чем проявляется активность художественной формы?
26. В чем заключается целостность художественного произведения? Соотнесите понятия «художественный текст» и «художественное произведение».
27. Раскройте тезис: художественное произведение как целостный образ мира. Основные принципы построения образа мира в произведении.
28. Уровни и подсистемы литературного произведения, их взаимосвязь.
29. Содержание литературного произведения. Что такое тема? Как соотносятся проблема и конфликт? В чем своеобразие художественной идеи произведения?
30. Язык — первооснова литературы. В чем состоит отличие художественной речи от речи обыденной и научной?
31. Чем различаются миметический и риторический аспекты речи? Как они соотносятся в художественном тексте?
32. Лексические средства выразительности, их функции в художественном произведении.
33. Что такое тропы, как они используются в художественной речи?
34. Система специальных выразительных средств (дать определения, охарактеризовать функции, привести примеры).
35. Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
36. Что такое ритм, его факторы и функции.
37. Основные носители ритма (привести примеры и показать на них специфику ритмообразования).
38. Музыкально-речевая (песенно-тоническая) система стихосложения. Примеры ритмообразования в былинном и песенном стихе.
39. Силлабическая система стихосложения: ее происхождение, принципы ритмической организации. (Привести примеры.)
40. Силлабо-тоническая система. Основные стиховые метры. Как относятся метр и размер, метр и ритм?
41. Семантические возможности основных силлабо-тонических размеров.
42. Тоническая система стиха, ее виды.
43. Особенности звуковой организации стиха. Сущность и функции аллитераций и ассонансов.
44. Что такое паронимия? Привести примеры паронимических аттракций.
45. Что такое строфа? Основные виды строфической организации в русской поэзии.
46. Что такое «твердые формы стиха»? Смысловая и формальная композиция сонета.
47. Бахтин о хронотопе и его функциях в произведении.
48. Специфика художественного пространства и времени: основные хронотопические образы, их отношение к действительности.
49. Понятие о сюжете и конфликте. Структура и функции сюжета.
50. Понятие о субъектной организации произведения: отношение между автором-творцом и субъектом речи в произведении.
51. Основные типы субъектной организации речи. Субъект речи и субъект сознания.
52. Бахтин об «одноголосом» и «двуголосом» типах художественного слова. Понятия «чужого слова» и «рассеянного разноречия».
53. Сказ как особый тип повествования.
54. Личное повествование и его разновидности, их художественные возможности. Проблема скрытой диалогичности личного повествования.
55. Безличное повествование. В чем заключается своеобразие «романного» повествования?
56. Понятие о родах литературы. Гегель и Белинский о содержании каждого из литературных родов.
57. Эпос как род литературы; своеобразие содержания и поэтики.
58. Понятия «событие» и «судьба» в эпосе.
59. В чем состоит своеобразие художественного мира в эпосе?
60. Лирика как род литературы; что такое «переживание» в лирике. Лирический конфликт и сюжет.
61. Основные носители лирического переживания.
62. Как соотносятся автор и лирический герой?
63. Охарактеризуйте героя «ролевой лирики». Чем он отличается от лирического героя?
64. Что такое «поэтический мир» в лирике? Чем он отличается от «художественного мира» в эпосе?
65. Особенности поэтики лирических произведений.
66. Драма как род литературы. В чем состоит смысл понятия «действие» в драматургии, в чем специфика драматического конфликта?
67. Особенности сюжета в драме. Каковы функции перипетии, узнавания, градации? (Привести примеры).
68. Особенности поэтики драматургии: пьеса как форма драматического произведения.
69. Общее понятие о творческом методе. Факторы метода. Основные принципы художественного постижения (освоения) действительности в методе.
70. Теоретическая модель жанра. Функции и структура жанра.
71. Типология жанров. Дайте характеристику самых распространенных литературных жанров (2-3 примера).
72. Понятие о стиле: функции стиля, его носители и категории.
73. Понятие историко-литературного процесса: диахронные и синхронные системы, их содержание и соотношение.
74. Проблема прогресса в искусстве. Представить разные точки зрения.
75. Понятие о литературных направлениях и течениях. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.
76. Основные принципы и характерные особенности литературных направлений как историко-литературных систем (классицизм, романтизм, реализм, символизм, социалистический реализм, постмодернизм — на одном примере).
[1] В современном отечественном литературоведении идет дискуссия относительно понятия «творческий метод». Главный аргумент тех, кто отрицает это понятие, состоит в том, что оно было введено в научный обиход в 1930-е годы вместе с понятием «социалистический реализм» при энергичном участии партийного руководства страной, а значит, несет на себе печать «тоталитарного дискурса». Однако, при этом в современных научных исследованиях продолжают по-прежнему продуктивно использоваться понятия «классицизм», «романтизм», «реализм», и к понятию «соцреализм» тоже постепенно исчезает идиосинкразия. Значит, та закономерность, которая была обозначена в свое время термином «творческий метод» — не фикция, а объективное качество художественного творчества. Новые термины («парадигма художественности», «тип художественного сознания», «художественная онтология»), которые предлагают взамен старого «метода», мало что проясняют в обозначаемом ими художественном законе. Поэтому в ряде работ, опубликованных тоже в 1990-е годы (С. Т. Ваймана, А. В. Михайлова, М. С. Кагана) отстаивается продуктивность понятия «творческий метод».