VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

 

1. Студент должен иметь представление о сущности эстетического отношения и о месте искусства в системе культуры.

2. Знать особенности литературы как вида искусства.

3. Иметь представление о литературном произведении как художественной системе, знать ее подсистемы и основные структурные связи между ними.

4. Владеть первичными навыками анализа поэтики произведений.

5. Владеть основной литературоведческой терминологией.

6. Знать основополагающие труды классиков мирового и отечественного литературоведения.

VIII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое эстетическое сознание? Чем оно отличается от других видов общественного сознания?

2. Основные эстетические категории.

3. Уровни эстетического сознания. Эстетический вкус и эстетический идеал.

4. Теории происхождения искусства.

5. Стороны и функции искусства в жизни общества.

6. Место искусства в системе культуры.

7. Специфика предмета, содержания и языка искусства.

8. Процесс художественной коммуникации и его составляющие.

9. Чем определяется творческая индивидуальность художника?

10. Специфика художественного восприятия. Аристотель о катарсисе.

11. Литература как вид искусства, ее отличие от других видов. Лессинг о специфике литературы.

12. Белинский о пафосе искусства.

13. Соотношение вечного и исторического, общечеловеческого и социального в искусстве.

14. От чего зависит и как проявляется пафос в художественном произведении?

15. Что такое элитарное и массовое искусство, литературная классика?

16. В чем заключается народность искусства? Как исторически менялось содержание этого понятия?

17. Природа образного мышления, особенности психических образов, слово и представление. А. Потебня о внутренней форме слова.

18. Эстетическая сущность и ассоциативная структура художественного образа. Основные виды словесно-образных ассоциаций (показать на примерах).

19. Основные качества художественного образа.

20. Что такое изобразительность и выразительность? Как они соотносятся в словесном художественном образе?

21. Характер условности художественного образа: какие уровни условности присущи образу?

22. Виды словесных художественных образов (по степени сложности).

23. Структура художественного содержания и художественной формы. Понятие «содержательной формы».

24. Как соотносятся содержание и форма в историко-функцио­нальном и индивидуально-творческом аспектах?

25. В чем проявляется активность художественной формы?

26. В чем заключается целостность художественного произведения? Соотнесите понятия «художественный текст» и «художественное произведение».

27. Раскройте тезис: художественное произведение как целостный образ мира. Основные принципы построения образа мира в произведении.

28. Уровни и подсистемы литературного произведения, их взаимосвязь.

29. Содержание литературного произведения. Что такое тема? Как соотносятся проблема и конфликт? В чем своеобразие художественной идеи произведения?

30. Язык — первооснова литературы. В чем состоит отличие художественной речи от речи обыденной и научной?

31. Чем различаются миметический и риторический аспекты речи? Как они соотносятся в художественном тексте?

32. Лексические средства выразительности, их функции в художественном произведении.

33. Что такое тропы, как они используются в художественной речи?

34. Система специальных выразительных средств (дать определения, охарактеризовать функции, привести примеры).

35. Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

36. Что такое ритм, его факторы и функции.

37. Основные носители ритма (привести примеры и показать на них специфику ритмообразования).

38. Музыкально-речевая (песенно-тоническая) система стихосложения. Примеры ритмообразования в былинном и песенном стихе.

39. Силлабическая система стихосложения: ее происхождение, принципы ритмической организации. (Привести примеры.)

40. Силлабо-тоническая система. Основные стиховые метры. Как относятся метр и размер, метр и ритм?

41. Семантические возможности основных силлабо-тонических размеров.

42. Тоническая система стиха, ее виды.

43. Особенности звуковой организации стиха. Сущность и функции аллитераций и ассонансов.

44. Что такое паронимия? Привести примеры паронимических аттракций.

45. Что такое строфа? Основные виды строфической организации в русской поэзии.

46. Что такое «твердые формы стиха»? Смысловая и формальная композиция сонета.

47. Бахтин о хронотопе и его функциях в произведении.

48. Специфика художественного пространства и времени: основные хронотопические образы, их отношение к действительности.

49. Понятие о сюжете и конфликте. Структура и функции сюжета.

50. Понятие о субъектной организации произведения: отношение между автором-творцом и субъектом речи в произведении.

51. Основные типы субъектной организации речи. Субъект речи и субъект сознания.

52. Бахтин об «одноголосом» и «двуголосом» типах художественного слова. Понятия «чужого слова» и «рассеянного разноречия».

53. Сказ как особый тип повествования.

54. Личное повествование и его разновидности, их художественные возможности. Проблема скрытой диалогичности личного повествования.

55. Безличное повествование. В чем заключается своеобразие «романного» повествования?

56. Понятие о родах литературы. Гегель и Белинский о содержании каждого из литературных родов.

57. Эпос как род литературы; своеобразие содержания и поэтики.

58. Понятия «событие» и «судьба» в эпосе.

59. В чем состоит своеобразие художественного мира в эпосе?

60. Лирика как род литературы; что такое «переживание» в лирике. Лирический конфликт и сюжет.

61. Основные носители лирического переживания.

62. Как соотносятся автор и лирический герой?

63. Охарактеризуйте героя «ролевой лирики». Чем он отличается от лирического героя?

64. Что такое «поэтический мир» в лирике? Чем он отличается от «художественного мира» в эпосе?

65. Особенности поэтики лирических произведений.

66. Драма как род литературы. В чем состоит смысл понятия «действие» в драматургии, в чем специфика драматического конфликта?

67. Особенности сюжета в драме. Каковы функции перипетии, узнавания, градации? (Привести примеры).

68. Особенности поэтики драматургии: пьеса как форма драматического произведения.

69. Общее понятие о творческом методе. Факторы метода. Основные принципы художественного постижения (освоения) действительности в методе.

70. Теоретическая модель жанра. Функции и структура жанра.

71. Типология жанров. Дайте характеристику самых распространенных литературных жанров (2-3 примера).

72. Понятие о стиле: функции стиля, его носители и категории.

73. Понятие историко-литературного процесса: диахронные и синхронные системы, их содержание и соотношение.

74. Проблема прогресса в искусстве. Представить разные точки зрения.

75. Понятие о литературных направлениях и течениях. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.

76. Основные принципы и характерные особенности литературных направлений как историко-литературных систем (классицизм, романтизм, реализм, символизм, социалистический реализм, постмодернизм — на одном примере).


[1] В современном отечественном литературоведении идет дискуссия относительно понятия «творческий метод». Главный аргумент тех, кто отрицает это понятие, состоит в том, что оно было введено в научный обиход в 1930-е годы вместе с понятием «социалистический реализм» при энергичном участии партийного руководства страной, а значит, несет на себе печать «тоталитарного дискурса». Однако, при этом в современных научных исследованиях продолжают по-прежнему продуктивно использоваться понятия «классицизм», «романтизм», «реализм», и к понятию «соцреализм» тоже постепенно исчезает идиосинкразия. Значит, та закономерность, которая была обозначена в свое время термином «творческий метод» — не фикция, а объективное качество художественного творчества. Новые термины («парадигма художественности», «тип художественного сознания», «художественная онтология»), которые предлагают взамен старого «метода», мало что проясняют в обозначаемом ими художественном законе. Поэтому в ряде работ, опубликованных тоже в 1990-е годы (С. Т. Ваймана, А. В. Михайлова, М. С. Кагана) отстаивается продуктивность понятия «творческий метод».