Основные художественные категории
(творческий метод, жанр, стиль)
Наиболее общие принципы художественного творчества, связанные с реализацией главных свойств (сторон) искусства, традиционно принято характеризовать понятиями «метод», «стиль», «жанр»[1]:
1) познавательно-оценочная сторона искусства закрепляется в принципах художественного постижения действительности (категория метода);
2) моделирующая (созидательная) сторона искусства закрепляется в принципах построения художественного произведения как эстетического целого (категория жанра);
3) знаково-коммуникативная сторона искусства закрепляется в принципах художественной выразительности (категория стиля).
Категории метода, стиля и жанра находятся в определенной взаимозависимости. Их универсальный (то есть всеобщий и необходимый) характер проявляется в том, что и отдельное произведение, и творчество отдельного писателя, и даже литературу определенной исторической эпохи можно рассматривать как художественные системы, структурно организованные законами метода, стиля и жанра.
Функциональное своеобразие метода, жанра и стиля проявляется в особенностях каждой изэтих категорий.
1. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД — это система основных принципов художественного освоения действительности. Принципы художественного освоения вырабатываются под влиянием той концепции мира и человека, которая складывается в общественном сознании определенной эпохи и, в свою очередь, служат инструментами ее эстетического постижения.
Общие для всех творческих методов принципы художественного освоения таковы:
а) Принцип творческого претворения, которым характеризуется отношение между эстетически осваиваемой действительностью и воссозданием ее в вымышленной, воображаемой художественной реальности. Проявлениями этого принципа является степень правдоподобия и условности изображения, а также — степень «саморазвития» художественной реальности и степень «диктата» автора над нею;
б) Принцип эстетической оценки, которым характеризуется отношение между эстетическим идеалом и действительностью. Этот принцип проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов: либо к умозрительной нормативности, либо к социально-исторической причинности;
в) Принцип художественного обобщения, которым характеризуется отношение между образом и воплощенной в нем сущностью. Этот принцип проявляется в типизации (воплощении характерных для действительности черт и явлений), либо в генерализации (воплощении авторской идеи).
Каждыйиз наиболее влиятельных в литературе Нового времени творческих методов: классицизм, романтизм, реализм — представляет собой относительно устойчивую систему взаимообусловленных принципов художественного познания. (Например, классицизм характеризуется условно-рационалистическим принципом претворения, нормативным принципом отношения идеала к действительности, генерализирующим принципом художественного обобщения). Отдельные принципы творческих методов могут совпадать, но как целостные системы творческие методы четко различаются.
Принципы художественного освоения реализуются в способах построения произведений, а также в характере эмоциональной выразительности. Поэтому метод как бы «проступает» в жанре и стиле произведения.
2. ЖАНР — это тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостную образ мира («сокращенную Вселенную»), являющуюся носителем определенной эстетической концепции действительности. Каждое произведение тяготеет к одному из типов построения образа мира («формулы мира» — Н. К. Гей), эти типы структур произведений обозначаются терминами: роман, повесть, рассказ, трагедия, комедия, ода, элегия, поэма, басня и т.д. Каждый жанр существует в определенную эпоху в виде своих типологических разновидностей (например, лирико-психологический роман, исторический роман-хроника, роман-эпопея и т.п.).
Жанр называют хранителем «памяти искусства» (М. Бахтин), ибо именно в жанре получает целостное наглядно зримое воплощение определенный тип миропонимания и мироотношения, который передается вместе с жанровой формой последующим поколениям. В традиционалистских (нормативных) типах культуры жанры становятся носителем канона — воплощением некоей предзаданной Богом этической и эстетической нормы. В классицизме сохраняется иерархическая система жанров, которая также исходит из предзаданной нормы, но обусловленной не божественной волей, а законами разума. В инновационно-креативных (ненормативных) типах культуры влияние жанрового канона сходит на нет, здесь доминирует стремление художника к созданию индивидуальных жанровых форм, которые в наибольшей мере соответствовали бы неповторимому образу мира, созданному в данном произведении. Однако, между индивидуальными жанровыми формами, создаваемыми писателями независимо друг от друга, нередко обнаруживаются существенные схождения в способах построения образа мира. Так возникают новые жанры и/или их типологические разновидности, что служит свидетельством действия определенных закономерностей развития литературы.
а) Для каждого жанра характерно определенное жанровое содержание, включающее в себя тематику, проблематику, эстетический пафос, масштаб охвата изображаемого мира (экстенсивность — интенсивность). Все эти аспекты жанрового содержания охватываются общим родовым смыслом, характеризующим ту сферу отношений человека и мира (эпическую, лирическую, драматическую), в которую входит данное жанровое содержание.
б) Для воплощения данного жанрового содержания под управлением данного способа художественного мышления складывается определенная жанровая форма, которая представляет собой устойчивую систему конструктивных (структурообразующих) элементов — носителей жанра:
— субъектной организации текста;
— пространственно-временной организации;
— основного речевого тона;
— ассоциативного фона (подтекстные связи между элементами текста, «сверхтекстные» связи между текстом и действительностью).
Анализируя взаимосвязь между носителями жанра, можно постигнуть, как создается целостный образ действительности и в маленьком рассказе, и в многотомной эпопее.
в) Существенную функцию несут мотивировки жанрового восприятия— сигналы, ориентирующие читателя на ту систему условностей, которая позволяет «перевести» данный художественный текст в воображаемый образ мира. Этими сигналами могут быть жанровое обозначение (элегия, комедия), зачин, пролог, эпиграф и т.п.
Ведя жанровый анализ произведения, следует выяснить: 1) из каких носителей жанра создастся в данном произведении художественный образ мира; 2) как эти носители жанра соотнесены между собою и образуют мотивированное художественное целое; 3) какое жанровое содержание воплощено в данной жанровой форме, какая эстетическая концепция здесь «материализована».
3. СТИЛЬ — это система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный, эстетический облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл.
а) Стиль произведения формируется под влиянием следующих факторов: содержания (прежде всего с точки зрения его эмоционального наполнения, его пафоса), родовой и жанровой характерности, творческого метода. (Далее используем с некоторыми корректурами систему понятий, введенных А. Н. Соколовым.)
б) Носители стиля:
— эмоционально-интонационные особенности художественной речи;
— эмоционально-интонационные особенности ритмо-мелодической организации текста;
— особенности субъектной организации текста (в смысле «оркестровки» голосов субъектов речи);
— особенности пространственно-временной организации художественного мира (архитектоника) — в тех случаях, когда становится ощутимой выразительность самой «постройки» произведения.
в) Категории стиля: соотношение изобразительности и выразительности, общего и единичного, условного и жизнеподобного, простоты и сложности, строгих и свободных форм. Категории стиля дают характеристику художественной формы с точки зренияее выразительных возможностей и позволяют дифференцировать стили.
г) Виды стилевых единств. Стилевая определенность характерна и для отдельного произведения (стиль произведения), и для творческой индивидуальности художника (стиль писателя), и для целой группы произведений ряда авторов (стилевая тенденция, стилевое течение), и для целых литературных циклов (стилевая формация, стиль эпохи). Однако типология стилей еще не разработана, поэтому при характеристике стилей чаще всего отмечают тяготение художественных явлений к одному из крайних полюсов экспрессивно-оценочной интонации: к возвышенно-героическому или к сатирически-сниженному, к объективно-эпическому или к субъективно-лирическому, к строго-документальному или условно-экспрессивному и т.п.
При стилевом анализе произведения следует:
1) внимательно исследовать носители стиля с точки зрения интонаций и эмоциональных оттенков, которые они выражают;
2) выявить господствующий тон (бывают произведения, где основной эмоциональный тон создается на основе взаимодействия разных интонаций);
3) установить, какому идейному пафосу этот тон соответствует.
4. Таким образом, законы метода, жанра и стиля есть то связующее звено, посредством которого основные стороны художественной деятельности претворяются в структуре художественного произведения. Теперь можно представить в целом теоретическую модель творческого процесса:
|
П О - - -МЕТОД - - - -
М - - - - - - - - - -ЖАНР- - - - - -
З К - - -СТИЛЬ- - - - -
Для того чтобы выявить весь комплекс закономерностей, управляющих созданием художественного произведения, надо рассмотреть, как в нем взаимодействуют законы метода, стиля и жанра. Овладение навыками такого комплексного анализа — самая трудная задача, стоящая перед студентом-словесником.
Отношение «метод — жанр — стиль» выступает универсальной структурой не только отдельного произведения, но и любой иной, более крупной художественной системы: творческой индивидуальности художника, школы, эстетического течения, литературного направления, определенных исторических фаз в развитии литературы. Современное литературоведение только подходит к изучению этих больших систем через анализ жанровых и стилевых процессов в их взаимообусловленности, с творческими методами. На этом пути возможно установление собственно художественных процессов и их специфических связей с действительностью. В дальнейшем, при изучении историко-литературных дисциплин, рекомендуем обращать пристальное внимание на процессы рождения, развития, и увядания тех или иных жанров, стилей и методов, размышлять над связью этих художественных процессов с особенностями таланта писателя, с художественной культурой его времени, с концепцией человека его эпохи и с другими духовными и историческими явлениями.
Литература
Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. (Университетский курс лекций.) – СПб, 1997. (Творческий метод. С. 433-437).
Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра. – Свердловск, 1982. (Гл. Модель жанра, выводы о жанрах рассказаи романа. С. 22-77, 65-68, 139-142.) Или: Лейдерман Н. Л. и др. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 2000. (Глава «Теоретическая модель жанра»).
Соколов А. Н. Теория стиля. – М., 1968. С. 11-75, 87-101.
Теория литературы: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 457-473.
Дополнительная литература
Зельцер Л. З. Выразительный мир художественного произведения. – М., 2001. (Глава I. О выразительном мире. С. 5-61).
Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. (Роды и жанры литературы). – М., 1964. С. 39-49.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.
Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. – М., 1985.