Способы толкования норм права

К способам рассматриваемого правового явления относят:

1. Грамматическое толкование правовых норм.

2. Логическое толкование правовых норм.

3. Систематический способ толкования правовых норм.

4. Исторический способ толкования правовых норм.

Грамматическое толкование или языковое – этот метод помогает установить содержание норм права, базирующегося на знаниях о языке, на котором они написаны и сформулированы. В буквальном смысле, данное толкование предполагает знание таких составляющих богатой русской речи, как:

· синтаксис;

· морфология;

· словоупотребления;

· способность аналитика различать синонимы и омонимы, паронимы.

Хорошее знание вышеназванных основ предполагает точное и грамотное толкование нормы права.

Толкование в логическом смысле – это анализ не выражений и слов, а отражающих их понятий. Посредством логических операций, включающих в себя анализ и синтез, происходит построение силлогизма. Что это за термин? Это логического рода умозаключение, которое содержит в себе основание и следующий из него вывод. Из предписаний нормативного характера, которые часто разбросаны по тексту юридического документа, специалисты собирают и формулируют норму права. Кроме того, при данном толковании юридических норм применяются следующие логические приемы:

· преобразование предложения с точки зрения формальной логики;

· развитие нормы в логической последовательности;

· вывод: по аналогии, либо от противного;

· умозаключение дедуктивного или индуктивного характера.

Систематическое толкование юридических нормпредполагает понимание содержания юридической нормы на базе знаний о ее связях логического характера с другими нормами отраслевого права, существующими во всем законодательстве. Например, если конкурируют между собой два вида норм – общая и специальная, то приоритет отдается специальной. Почему так происходит? Дело в том, что в этом варианте вступает в силу следующее правило: «специальная норма может отменить действие общей в случаях, предусмотренных первой нормой».

Исторический способ толкования содержит в себе понимание содержания правовых норм на базе фактов, которые имеют непосредственное касательство к возникновению данного юридического положения. Источниками таких знаний могут выступать публикации различного толка, относящиеся к деятельности по созданию нормативного акта, закрепляющему норму права, которая подлежит толкованию. Очень часто при рассматриваемом способе толкования новая норма сравнивается с теми юридическими положениями, которые были закреплены, либо только подлежат фиксации в юридических документах. Такие нормы могут содержаться:

1. в старом законодательном акте (который изменен или отменен);

2. в проекте нормативно-правового акта нового содержания, который принят или издан.

Чем же так хорош этот подход? Дело в том, что он позволяет лучше уяснить цель новой правовой нормы и на этой базе выдвинуть аргументы, которые по смыслу опровергли или подтвердили бы тезисы данного юридического положения.

Некоторые правоведы выделяют специальное юридическое толкование. Норма права в этом толковании уясняется исходя их опыта, накопленного юридическими науками. Такой опыт может скрываться в судебной практике и в научных комментариях.

 

42.Виды толкования правовых норм.

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

§ на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

§ профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

§ доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

 

43. Акты применения права: понятия и виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов и актов толкования.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);

2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

· обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);

· иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.