А) Обучающийся должен знать, что
- Ангина - общее острое полиэтиологичное инфекционное заболевание, при котором местные воспалительные изменения наиболее выражены в лимфоидной ткани ротоглотки, чаще в нёбных миндалинах и регионарных к ним лимфатических узлах.
- Различают ангину как самостоятельную болезнь и ангину (правильнее тонзиллит), возникающую на фоне другого инфекционного (дифтерия, скарлатина, инфекционный мононуклеоз, туляремия и др.) или неинфекционного (лейкозы, карциномы и др.) заболевания.
- Ангина как отдельная нозология это инфекционное заболевание со всеми присущими инфекции эпидемиологическими особенностями, чаще всего она вызывается стрептококком (80-88%), реже стафилококком (5-10%) или их ассоциациями, грибками, спириллами и другими возбудителями.
- Общемедицинскую проблему составляет ангина, вызываемая стрептококком, так как только она является причиной серьезных иммунопатологических последствий (кардит, ревматизм, гломерулонефрит) и дает эпидемические вспышки.
- Ангина может быть катаральной, фолликулярной, лакунарной, некротической, и клинически проявляться сочетанием - поражение миндалин и интоксикация с лихорадкой различной выраженности.
- Ангина требует активного лечения с применением антибиотиков (при стрептококковой - пенициллин, макролиды) и обследованием с целью выявления осложнений со стороны сердца и почек.
- Критерии ранней дифференциальной диагностики ангины и заболеваний, сопровождающихся тонзиллитом, и в первую очередь дифтерией.
- Методику посева патологического материала на питательную среду в чашки Петри.
- Все больные с ангинами и заболеваниями с синдромом тонзиллита должны обследоваться на дифтерию и наблюдаться в динамике.
Б) Обучающийся должен уметь:
1. Собрать анамнез, эпиданамнез и провести осмотр больного с ангиной и с синдромом тонзиллита, определить параметры налета на миндалинах, оценить изменения в носоглотке при скарлатине, ангине и других заболеваниях.
2. Провести дифференциальный диагноз и диагностировать заболевания с синдромом ангины (тонзиллита).
3. Сформулировать диагноз.
4. Назначить и интерпретировать данные лабораторного обследования.
5. Взять мазок слизи из зева и носа для посева на BL и провести посев.
В) Обучающийся должен иметь представление об: этиологической структуре заболеваний с синдромом ангины, в том числе в Тюменском регионе.
5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
- Патофизиология и патанатомия – патогенез и морфофлогию синдрома тонзиллита.
- Пропедевтика детских болезней – методика обследования больного с синдромом ангины, семиотика.
- Микробиология – методы диагностики инфекционных заболеваний, сопровождающихся тонзиллитом.
- Фармакология- характеристика, механизм действия и дозы препаратов, используемых для лечения тонзиллитов.
6. Структура содержания темы:
Ангина – воспаление одного из компонентов лимфо-глоточного кольца Пирогова-Вальдеера.
Тонзиллит– острое воспаление небных миндалин. Воспаление небных миндалин как самостоятельная нозоформа в медицине принято называть – Ангиной. Воспаление небных миндалин в структуре другой нозоформы носит название тонзиллит.
Тонзиллит является одним из наиболее распространенных заболеваний во всех возрастных группах, в т. ч. у детей начиная со 2-го полугодия жизни. Он чаще всего вызывается вирусами (адено-, Коксаки-, RS-вирусом, вирусом Эпштейна-Барр); бактериальную этиологию имеют всего 25-30 % случаев. Основным бактериальным агентом (90-95 %) является в-гемолитический стрептококк группы А (БГСА), реже - стрептококки групп С и G, еще реже - гонококки, анаэробы, дифтерийная палочка. Вирусы преобладают у детей до 3 лет (70-90 %), после 5 лет учащаются бактериальные формы (до 30-50 %).