И назначение научного руководителя.

Подготовка и выполнение дипломной работы состоят из нескольких этапов:

1. Выбор темы, обоснование актуальности, ее утверждение и составление плана исследования.

2. Составление библиографии, ознакомление с литературными источниками, сбор эмпирического материала и других данных, относящихся к теме дипломной работы.

3. Непосредственное написание дипломной работы.

4. Работа над замечаниями научного руководителя.

5. Предзащита и защита дипломной работы.

Выполнение дипломной работы начинается с определения темы. Это очень важный этап. Студент выбирает тему своей работы, исходя из своей специализации, профессионального опыта, своего интереса к тем или иным проблемам специальности по которой студент проходил обучение, а также принимая во внимание возможность получения фактических данных и доступность литературных источников по данной теме. Правильно выбрать тему исследования - значит обеспечить успешное ее выполнение. Многолетняя практика свидетельст­вует, что наиболее удачными становятся защиты тех дипломных проектов, работа над которыми ведется студентами в течение нескольких лет. Тема исследования должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных проблем и вопросов современного естествознания. Выбору темы дипломной работы могут способствовать также следующие приемы:

1. Ознакомление с периодической печатью, научной и методической литературой, учебными пособиями по направлению исследования.

2. Просмотр каталогов курсовых и дипломных работ, близких по тематике.

3. Работа над старыми объектами при помощи новых методов, с новых позиций.

4. Использование личного опыта, глубокий анализ и обобщение результатов, собранных на производственных и учебных практиках, студенческих научных конференциях и др.

5. Консультации с преподавателями по проблеме исследования.

Ориентиром при выборе темы могут служить перечни тем дипломных работ, предлагаемых кафедрами. Конкретная тема выбирается каждым студентом самостоятельно. При этом желательно, чтобы она соответствовала профилю нынешней или будущей работы выпускника, отвечала его научным интересам, а в конечном счете, способствовала повышению уровня профессионального мастерства автора. При этом дипломная работа может являться продолжением и логическим завершением исследований, проводившихся студентом еще в процессе обучения, при подготовке ими рефератов и курсовых работ. Выбрав определенную тему исследования, студент обращается к научному руководителю и сообщает ему о своем решении.

Но вполне может быть и так, что ни одна из перечисленных тем не совпадает полностью с профессиональными, творческими интересами и специализацией студента. Допустимо и инициативное предложение темы самим студентом. После обсуждения ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя данной дипломной работы, тема исследования выносится на рассмотрение и утверждение кафедры. Возможен и такой вариант: преподаватель, зная творческие интересы и возможности студента, предлагает ему ту или иную тему.

Нередки случаи, когда студенты целеустремленно движутся к вполне определенной теме дипломной работы еще с первой своей практики, с первого спецкурса, накапливают теоретические знания в данной области, развивают практические навыки. Результаты таких работ наиболее весомы.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована достаточно узко, но разработана серьезно и глубоко. Чем конкретнее тема, тем достижимей успех.

В принципе возможно выполнение по одной и той же теме исследований нескольких дипломных работ. Однако объекты исследования, круг изучаемых вопросов, методика проведения исследования в таких работах должны быть различными, причем эти отличия следует отражать уже в плане исследования. Так, например, возможно выполнение нескольких дипломных работ по изучению ихтиофауны р. Днестр. При этом один студент исследует плодовитость выбранного круга рыб, другой – питание, упитанность и темпы роста, третий – биотические взаимоотношение и место рыб в конкретном биоценозе. В ситуациях, когда не удается проявить разные подходы к раскрытию одной и той же темы, окончательное решение принимается в пользу того студента, который более убедительно обоснует свой выбор именно этой темы.

Когда тема работы определена, обсуждена с научным руководителем, студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя (приложение № 1).

В качестве научных руководителей дипломных работ, как правило, назначаются штатные профессоры, доценты и старшие преподаватели кафедр и научные сотрудники научно-исследовательских лабораторий факультета. По отдельным темам, в целях приобретения позитивного практического опыта и сближения проводимых исследований с потребностями реальной практики, к руководству дипломными исследованиями могут привлекаться преподаватели других вузов, научные сотрудники научно-исследовательских учреждений, авторитетные специалисты из числа сотрудников профильных государственных учреждений и организаций.

По согласованию с руководством кафедры также может быть определен консультант по разработке отдельных вопросов дипломной работы.

Иногда в ходе работы над дипломной работой, по мере накопления и анализа новых данных, студент приходит к выводу, что формулировка темы нуждается в уточнении. При согласии научного руководителя она может быть скорректирована. Но, как правило, при серьезном отношении студента к работе, речь идет именно об отдельных уточнениях, а не о полной перемене темы.

Списки фамилий дипломников, тем дипломных работ и фамилий научных руководителей передаются заведующими кафедр в деканат факультета для согласования. После согласования готовится проект приказа об утверждении тем и назначении научных руководителей, который доводится до сведения студента.

Приказ об утверждении тем дипломных работ издается не позднее трех месяцев до дня защиты дипломных работ. Изменение ранее избранной темы дипломной работы, в порядке исключения, допускается не позднее одного месяца до дня ее защиты.

После назначения научного руководителя студент совместно с ним оформляет задание на выполнение дипломной работы (приложение № 2). В нем определяются структура работы, сроки подготовки отдельных ее разделов, а также ряд иных вопросов.

Работая со студентом над дипломной работой, руководитель выполняет, в основном, две функции: консультирующую и контрольно-проверочную:

- участвует в выборе темы исследования, совместно со студентом окончательно формулирует название темы дипломной работы;

- выдает дипломнику задание в рамках дипломной работы с указанием срока ее выполнения;

- оказывает студенту помощь в составлении календарного графика написания работы;

- рекомендует литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме, необходимые для проведения полноценного исследования;

- определяет перечень практических материалов, подлежащих сбору в период полевых исследований и преддипломной практики, необходимых для раскрытия избранной темы;

- по мере необходимости, проводит периодические консультации студента для оказания помощи в разрешении вопросов, вызвавших затруднение, информирования о появлении новых научных работ и т.д.;

- контролирует ход и качество выполнения студентом намеченного графика исследования;

- оценивает дипломную работу студента в целом, готовит отзыв на нее, в котором высказывает свое мнение об отношении студента к выполнению дипломной работы, ее качестве и возможности ее допуска к защите (перечень вопросов, отражаемых в отзыве, определен в Приложении № …), дает рекомендации относительно содержания доклада при ее защите.

Возможные этапы и примерные сроки выполнения работы:

1. написание рукописи дипломной работы — с 1 марта по 15 апреля;

2. чтение рукописи руководителем — с 16 по 30 апреля;

3. предзащита на кафедре — с 1 по 15 мая;

4. перепечатка — с 16 по 20 мая;

5. вычитывание и предъявление на кафедру — с 21 по 25 мая;

6. рецензирование и переплет — с 26 по 30 мая;

7. предъявление в окончательном виде на кафедру — с 1 по 5 июня;

8. защита дипломной работы на государственной аттестационной комиссии согласно утвержденного графика;

Таким образом, дипломник должен окончить работу над рукописью к середине апреля и, пока она проходит указанные процедуры, автор занимается подготовкой фотографий, рисунков, карт, плакатов, демонстраций, наглядных материалов и т. п.

Процедура предзащиты предусматривает представление студентом полученных результатов на кафедре, где работа выполнялась. Возможна форма предзащиты в виде доклада на студенческой научной конференции. Допускаются и другие формы предзащиты дипломной работы при согласовании с научным руководителем и кафедрой.

При срыве студентом установленных календарных сроков, невыполнении им поставленных задач, уклонении от запланированных встреч с научным руководителем последний должен принять все зависящие от него меры для исправления сложившейся ситуации, а при отсутствии положительных результатов принятых мер информировать руководство соответствующей кафедры для решения вопроса о целесообразности допуска дипломника к защите.

1.3. Составление графика работы над дипломной работы, плана исследования, подбор необходимой литературы и практических материалов.

Рекомендуется, чтобы в графике работы над дипломным проектом нашли отражение следующие этапы:

1. Выбор темы дипломной работы (направления исследований).

2.Уточнение окончательного названия темы.

3.Подбор научной литературы и составление списка библиографии.

4.Составление плана дипломной работы и представление графика научному руководителю от кафедры.

5.Выполнение и представление научному руководителю первой главыдипломной работы.

6.Доработка первой главы работы с учетом замечаний на­учного руководителя и представление второй главыдипломной работы.

7.Доработка второй главы работы с учетом замечаний науч­ного руководителя и представление третьей главыдипломной работы.

8.Написание рукописи дипломной работы.

9.Представление первого варианта рукописи дипломной работы научному руководителю.

10. Чтение рукописи руководителем.

11. Предзащита на кафедре (научной конференции).

12. Перепечатка с учетом результатов предзащиты.

13. Вычитывание и предъявление на кафедру.

14. Рецензирование и переплет.

15. Предъявление дипломной работы в окончательном виде на кафедру, подготовка к защите дипломной работы, составле­ние плана выступления, подготовка ответов на замечания рецен­зента.

16. Защита дипломной работы на государственной аттестационной комиссии.

Составление качественного плана исследования практически наполовину обеспечивает ее успех в целом, поэтому к данному этапу подготовки дипломного сочинения следует подойти очень ответственно.

План дипломной работы представляет собой расположенный в определенной логической последовательности перечень ее структурных частей (глав и параграфов, подлежащих раскрытию). Он составляется студентом самостоятельно, с учетом индивидуального замысла и собственного подхода, однако его окончательный вариант все же следует согласовать с научным руководителем.

При всем разнообразии индивидуальных подходов к содержанию данного документа на практике уже выработались некие общие требования к его содержанию и структуре. При этом следует иметь в виду, что сразу оптимальный вариант может и не получиться. Включенные в него вопросы могут меняться, уточняться, формулироваться более удачно. Возможно, последующее расширение или сужение первоначально запланированных глав и параграфов, их замена в связи появлением новых данных, ознакомлением с интересными научными работами, сбором дополнительного практического материала и т.д.

Поскольку любая дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения всевозможных литературных источников, включая информацию размещенную в сети интернет, их правильный подбор и качественный анализ является одним из решающих условий успешного решения стоящих перед выпускником задач.

Изучение литературы по выбранном теме исследования нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных во­просах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Подбор студентами необходимой литературы может осуществляться с использованием предметных и алфавитных каталогов научных библиотек, картотек и указателей научных работ, журнальных статей, специальных библиографических справочников, издаваемых по различным тематикам, тематических сборников литературы, Интернета, а также на основе рекомендаций научного руководителя.

При сборе необходимых материалов целесообразно использовать монографии по исследуемой и смежным темам, учебники, справочники, а также научные статьи, опубликованные в специализированных научных журналах и сборниках.

Наряду с указанными источниками для получения необходимого материала могут быть использованы сборники научных трудов, издаваемые различными вузами (например, ежегодно издаваемый Вестник Приднестровского университета), коллективами ученых, материалы научных конференций.

При подборе необходимой литературы целесообразно составить библиографическое описание литературных и других источников, которые могут служить теоретической базой выполнения дипломной работы.

Библиографическое описание- это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Библиографическое описание состоит из элементов, объединенных в области, которые приводятся в строго определенной последовательности и отделяются друг от друга условными разделительными знаками.

При описании документов применяют следующие виды описания:

1. Описание документа (книги, журнала и др.) в целом.

Заголовок описания (фамилии и инициалы автора или авторов - одного, двух, трех); если авторов больше трех, то описание начинается с основного заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, как оно дано на титульном листе.

К сведениям об авторстве можно отнести:

а) фамилии индивидуальных авторов, если их четыре, или трех авторов со словами "и др.", если их больше четырех;

б) наименование коллективного автора, приводимое в той же форме, что и в книге;

в) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книги (составителях, редакторах и др.).

К сведениям о повторности издания (порядковый номер издания) относят: место издания (название города), год издания, порядковый номер выпуска или части, количество страниц.

2. Описание составной части документа.

При описании составной части документа (главы из книги, статьи из журналов или сборника, периодического издания) сначала приводят сведения о статье, а затем сведения об издании, в котором она опубликована. Элементы описания приводятся в следующем порядке: заголовок описания статьи (данные об авторе, авторах); основное заглавие статьи; сведения об авторстве (фамилии авторов, если их не больше трех, или наименование коллектива авторов); сведения об издании, в котором помещена статья (например, если это журнал, то приводится наименование журнала без кавычек, год, номер (том, выпуск); страницы, на которых помещена статья.

Примеры правильного описания:

Кравченко Е.Н. Вопросы генезиса кремнистых слоев сармата Днестровско-Прутского междуречья. // Вестник Приднестровскокго университета. Серия: Медико-биологические и химические науки. №2. Научно-методический журнал/ Тирасполь. 2003. - С. 95-98.

Филипенко С.И., Лейдерман А.И. Динамика развития популяции дрейссены в Кучурганском водохранилище-охладителе Молдавской ГРЭС // Академику Л.С. Бергу – 130 лет: Сборник научных статей. – Бендеры: Eco-TIRAS, 2006. – С. 116-118.

Отобранные документы следует изучить, сделать из них необходимые выписки, при необходимости ксерокопировать. Чтение научной литературы, как правило, включает два этапа: общее знакомство с книгой и ее детальное изучение. Первичное знакомство, включающее просмотр титульного листа, выходных данных, оглавления, предисловия, позволяет уяснить общее содержание издания, выявить основной и второстепенный по отношению к изучаемой теме материал. Вто­рой этап предполагает тщательную проработку тех разделов, которые, так или иначе, касаются темы дипломной работы.

Также, возможно копирование или сканирование отдельных наиболее важных или содержащих значительный объем цифровой информации сведений.

Работая с литературой при выполнении темы дипломной работы, студенту целесообразно вести записи обработки прочитанного им материала. Эти записи могут быть сделаны в виде выписок, конспектов, цитат точно указав первоисточник полученной информации. Конспекты и выписки должны быть конкретными, не содержать общеизвестных фактов. Наиболее удобной и практичной формой выписок являются заметки на отдельных листах бумаги одного формата. На каждом листе необходимо указывать выходные данные изучаемой работы, номер страницы, откуда сделана выписка, делать собственные пометки. Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Стра­ницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

Читая и конспектируя литературу, необходимо сразу группировать вы­писки, заметки и факты согласно разделам дипломной работы, намеченным в плане. Это помогает следить за тем, какой раздел плана работы и в какой мере обеспечен необходимым материалом, а по какому требуются дополнительные поиски.

В последние годы все большую помощь в учебно-исследовательской работе оказывает компьютерная сеть Интернет, которая позволяет в кратчайший срок полу­чить информацию по интересующей теме. Интернет компенсирует нехватку информации, обусловленную возможным дефицитом специальной литературы в библиотеках.

Практические материалы собираются студентами в период полевых исследований, прохождения производственных и преддипломной практик. Их конкретное содержание и форма определяются автором дипломной работы совместно с научным руководителем.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться.